реальное айкидо - оружие против насилия
Главная Айкидо Реальное Айкидо Израильский Центр Реального Айкидо(ICRA) айкидо-видео
боевые искусства новости
боевые искусства статьи
айкидо фото
боевые искусства юмор
боевые искусства ссылки
контакты
боевые искуства desktop
бойцовский клуб
к н и г и

Маленький гигант Айкидо

реальное айкидо,айкидо,боевые искусства,восточные единоборства. рукопашный бой,самооборона,самозащита,уроки боевого мастерства,мма,бои,нокауты,прайд,ufc,бокс,джиу-джитсу,карате,у-шу,кунг фу,нун чаку,единоборства, дзю-до,к-1,тайквандо,му-тай,сериндзи кемпо,боевой нож

Он был очень маленький - каких-то 145 сантиметров, весил лишь 54 килограмма и выглядел, словно школьный учитель. Встретив его на улице, вы возможно даже посмотрели бы на него с соболезнованием, мол, обидела природа мужчину. Но он был очень сильный. Сильный в бою. И не случайно учиться у него не стеснялись даже такие знаменитости будо 20 века, как Досин, основатель Сёриндзи-кемпо. И Масутацу Ояма, основатель Кёкусинкай. Звали этого маленького гиганта боевого искусства Годзо Сиода.

Годзо Сиода, основатель школы Йосинкан, прошел чрезвычайно строгую школу у основателя этого направления будо Морихеи Уэсибы. Чего стоит одна лишь “строгая аскеза” араге, что каждые три дня устраивал Уэсиба! С боевым мечом в руках и с белой повязкой на голове он в сопровождении Сиоды в потемках отправлялся в безлюдное место. Там давал ученику меч и приказывал: ”Атакуй меня, целя в повязку на голове! Руби по-настоящему”! Можно себе представить состояние Сиоды, когда он бросался рубить мечом эту белую повязку, едва видную в темноте, ведь, если бы он попал, удар, наверно, убил бы учителя.

Но потом приходила очередь именно Сиоды, когда его атаковал Уэсиба. Он, конечно, останавливал удары в нескольких миллиметрах от головы ученика. Но от звука меча, что рассекает воздух, у того, наверно, холодок пробегал по спине. “Представьте сами, как плохо я себя чувствовал в такие моменты”, - пишет основатель Йосинкан айкидо в своей автобиографии “Айкидо дзинсей” (“Моя жизнь в айкидо”).

Позже, уже после смерти учителя, Сиода делал аналогичные упражнения с злостным боевым псом породы сикоку-ину по прозвищу “Тацу”- “Дракон”. Он выводил его в парк, находил безлюдное место, с силой бил ногой в живот. Озверевший “Дракон” сразу бросался на хозяина, стараясь схватить его клыками, но мастер айкидо уклонялся от атак, отрабатывая тай-сабаки. Сначала он, вероятно, получал много укусов, но позже научился избегать любых атак пса. На этот счет интересно вспомнить мнение Масутацу Оямы, выраженное им в одной из книг, о том, что человек может преодолеть боевого пса только в том случае, если они будут закрыты в комнате площадью не более 12 метров, и у него, к тому же, будет меч. Между тем, Сиода защищался от “Дракона” посредине большого парка и используя лишь голые руки. Так что он в действительности был выдающимся мастером боевого искусства. И не случайно Сиода был лишь одним из трех учеников (к тому же первым из них), кому сам Морихеи Уэсиба присвоил 10 дан - несомненное свидетельство не только выдающегося мастерства основателя Йосинкан, но и того, что его школа, ни в чем не отойдя от основных принципов и идеалов айкидо Уэсибы, является настоящей наследницей искусства большого мастера.

Годзо Сиода родился в 1915 году в семье зажиточного врача. У него были большие возможности для овладения будо, потому что отец, желая воспитать сына человеком мужественным и смелым, еще в детстве построил для него на территории своей усадьбы небольшое додзё, которое назвал “Йосинкан” – “Дворец укрепления духа”. В этом домашнем зале Сиода, когда пошел в начальную школу, занимался кендо, а перейдя в среднюю - дзюдо. Его успехи в этом виде борьбы были настолько поражающими, что однажды на межшкольных соревнованиях он, выступая от своей команды первым, так и не сошел с татами, пока не победил всех соперников, даже не дав своим товарищам возможности побороться. (Эти командные соревнования проходили по типичной для японцев схеме, когда победитель оставался на татами, чтобы бороться со следующим противником, и так до тех пор, пока не будет побежден).

С айкидо, а точнее - с айкидзюцу, как оно тогда еще называлось, Годзо Сиода впервые познакомился в мае в 1932 г. В то время этот семнадцатилетний фанат будо и новоиспеченный выпускник школы, наслушавшись рассказов о подвигах японских “воинов” в Маньчжурии, усиленно тренировался, укрепляя свое тело, чтобы в будущем отправиться на “поле боя”. И вот как-то в мае, по настоятельной рекомендации Мунетака Абе, директора его родной шестой средней школы столичной префектуры Токио, Сиода отправился вместе с ним в додзё Морихеи Уэсибы, которое находилось тогда в Усигоме.

Первое впечатление Сиоды было скептическое. Он был убежден, что самый сильный вид рукопашного боя - дзюдо, и айкидо выглядело очень неубедительно. После того, как он еще немного понаблюдал за тренировкой, его скепсис изменился презрением: “но разве это - будо?!” Сиода уже был готов подняться со своего места и выйти прочь, как вдруг сенсей Уэсиба позвал его:

- Господин Сиода! Не хотите ли попробовать?
- А что можно делать?
- Да все, что хотите!
- Хорошо! – с этим словом Сиода ударил сэнсэя ногой в пах.

Ему показалось, что удар попал в цель, но вдруг он взлетел в воздух и что было мочи ударился затылком о татами. Перед глазами поплыли круги...

С этого памятного дня и началось для Сиоди познания айкидо. В течение восьми лет он перенимал у Морихеи Уэсибы его чрезвычайное искусство, сначала как каеси-деси - “ученика, что приходит на занятие”, а позже и ути-деси - “домашнего ученика”, к тому же любимого, который живет в доме учителя.

По завершении Университета Такусеку (Университет колонизации) Сиода осуществил свою давнюю мечту и выехал на работу в Китай. Там у него было много приключений и много возможностей опробовать технику айкидо в реальном бою и открыть для себя технику атеми - сокрушительного удара в уязвимое место.

В айкидо Сиоды атеми считается вершиной искусства. Особенность айкидо заключается в том, что атеми здесь, в отличие от “ударных” систем, например, каратэ, не отрабатывается как самостоятельный вид техники (в этом отношении айкидо приближается к старым школам дзюдзюцу), поскольку в них используется та же “сила дыхания” кокюреку, что и в бросках. В этом смысле, атеми в айкидо базируются на том же фундаменте, что и броски. И поэтому отдельные занятия по технике ударов не нужны. Об этой специфике атеми в айкидо Годзо Сиода обстоятельно рассказывает в своей книге “Айкидо сюге” (“самоусовершенствование посредством айкидо”). Мастер указывает, что тренировки в айкидо направлены на овладение умением концентрировать силу всего тела в одном месте, а это значит, что действительный специалист способен нанести сокрушительный удар в любой участок тела противника. Секрет здесь заключается в фиксации серединной линии человека (тюсинсен) и точном расчете времени, что позволяют реализовать “силу дыхания”. В результате все тренировки бросков и болевых приемов одновременно оказываются и тренировками техники ударов. Кроме того, в айкидо Йосинкан приемы атеми являются частью многих других приемов. Как отмечают японские специалисты, это отличает Йосинкан от, например, айкидо Айкикай, где главное внимание уделяется “текучести ки” (ки-но нагарэ) и “текучести техники” (вадза-но нагарэ), через что удары атеми в приемах словно растворяются, и выходит, что возможно перехода от отработки бросков и болезненных приемов к технике атеми почти нет.

Именно владение атеми спасло Сиоде жизнь тем памятным для него днем 1941 года, когда на территории французского поселения в Шанхае ему пришлось вступить в неравный бой с четырьмя китайскими хулиганами. Когда самый здоровый из китайцев, наверно, лидер группы, попробовал ударить японца ногой, тот так отбил удар ребром ладони, что сломал противнику ногу в колене. От второго удара - в ребра - у китайца пошла ртом пена, и он свалился без памяти. Другие решили, что лучше ретироваться. Не удивительно, что, имея такой опыт, в дальнейшем в обучении своему айкидо Сиода всегда подчеркивал значение атеми.

В 1955 р. Сиода учредил своё додзё айкидо, которое в память о старом домашнем зале назвал “Йосинкан”. За время существования этой школы там успело побывать немало известных людей. Но чаще всего вспоминают визит в “Йосинкан” американского сенатора Роберта Кеннеди, во время которого его охранник осмелился выразить сомнение в эффективности айкидо, за что жестоко поплатился: Сиода легко распластал его на татами и вынудил здорово постонать от боли от жестких болевых приемов. Эта демонстрация оставила огромное впечатление на Кеннеди, и он впоследствии не раз делился своим воспоминаниями об этом маленьком гиганте будо.

За этим прекрасным мастерством, однако, стояла гигантская работа. Обычному человеку или даже ученику айкидо, что занимается два или три раза в неделю по два часа, тяжело даже представить себе, сколько времени и силы в течение многих десятилетий Годзо Сиода отдавал самой разнообразной практике. Часами наблюдал за золотыми рыбками, что плавают в аквариуме, стремясь постичь секрет искусства маневрирования, мгновенного изменения напрямую движения в бое. Помогая учителю принимать ванну, наблюдал за его дыханием и работой мышц. Ежеминутно работал над собой, развивая интуитивное предвидение развития ситуации, и доказывал самой своей жизнью идеал “тацудзин-ва додзё номинарадзу” - “Мастер - и вне стен додзё мастер”.

А.Горбылев, ж-л “Додзе”

Интервью с Годзо Сиода

Газета "Осака Асахи"

Вопрос: Сенсей, в наших прошлых беседах Вы были очень любезны, предоставив нам подробную информацию о Ваших первых годах в Кобукан додзё. Позднее Вы помогали Уесиба Сенсею в качестве инструктора, а также обучали айки будо в Осака. Как случилось, что Уесиба Сенсей начал обучать в офисе Компании Газеты Асахи в Осака?


Президент Газеты Асахи, мистер Мураяма подвергся нападению со стороны членов группы правого крыла. После инцидента работники Асахи стали опасаться того, что атаки возобновятся, даже не смотря на то, что у них были охранники. Они решили обучить охрану самозащите. Вот так Уесиба Сенсей и отправился обучать в газете Асахи.

Как мистер Мураяма узнал о Уесиба Сенсее?

Мистер Мураяма не был напрямую знаком с Уесиба Сенсеем, но мистер Митсуджиро Ишии и Такетора Огата (1888-1958, журналист и политик, служивший в нескольких кабинетах), знал Сенсея и рекомендовал его примерно в 1933 или 34 годах.

Первоначально Уесиба Сенсей обучал службу безопасности, но он также обучал несколько работников Газеты Асахи.

Хатсутаро Сугии, отец Казуо Сугии, временно занимавшегося в додзё Уесиба, был Заместителем Директора по Рекламе в Токийском отделении Газеты Асахи в те дни и был серьёзно увлечён айки. Практика только лишь в офисе Газете Асахи была недостаточной для него, и он совершал регулярные поездки в додзё Уесиба в Ушигоме в течении долгого времени. Он был очень сильно влюблён в Айки. Мистер Сугии многие годы был высокого мнения обо мне, и когда я построил Ёсинкан доджо в 1965 году, он приехал к нам и стал кем-то вроде советника. Он пробыл в Ёсинкан вплоть до его смерти. Мистер Сугии собрал вместе людей в Коэнджи и возглавил «Ассоциацию Специальных Исследований».

Мистер Сугии должно быть был большим энтузиастом.

Да. Он также обладал прекрасной индивидуальностью. Он умер около десяти лет назад. В те дни я не думаю, что сын мистера Сугии преуспел в Айкидо. Он должен был знать о том, что его отец регулярно приезжал в мой додзё.

Сенсей, книга Будо, которая была опубликована лично Кобукан додзё в 1938 году, была недавно напечатана на английском языке издательством Коданся. Вас также можно видеть на некоторых фотографиях.

Токийское отделение Газеты Асахи помогало в изготовлении фотографий. Я не знаю , кто фактически писал текст. Вероятно, частично содержание было взято из свитка Дайто- рю (мокуроку) Сокаку Такеда Сенсея. Текст не содержит большого количества деталей.

Существует ещё более ранняя техническая книга, опубликованная в 1933 году, озаглавленная Будо Ренсю, которая содержит рисунки техник, выполненные мисс Такато Кунигоши. Могли бы Вы что-либо рассказать об этой книге?

Мисс Кунигоши предложила идею, сказав: "Было бы большой потерей, если бы эти великолепные техники не были бы сохранены." Мисс Кунигоши, которая была хорошей художницей и карикатуристкой, делала заметки. Тем не менее, книга не была продана в додзё. Уесиба Сенсей не просил денег, но просил пожертвований и размер пожертвований был неограничен.

Среди хорошо известных лиц обучавшихся у Уесиба Сенсея позднее в течении короткого промежутка времени до войны были Коичи Тохей (директор Синсин Тойсу Айкидокай) и Кисабуро Осава Сенсей ( недавний додзё-чё Айкикай Хомбу доджо, которому посмертно был присвоен 10 дан). Можете ли Вы вспомнить, когда они начали свои тренировки?

Мистер Осава совершал регулярные поездки в додзё. Мистер Тохей был студентом Университета Кейо незадолго до того, как я покинул додзё. Он практиковал дзюдо, также как и двое учеников старше его, Мори, в то время капитан клуба дзюдо Кейо , и Умада, его противник по студенческим чемпионатам по дзюдо, практиковались в Уесиба додзё.

К тому времени, Шигами Ёнекава, Зензабуро Аказава и все ранние учидеши должны были приступить к воинской службе, и поэтому только более старшие люди остались в додзё. Мистер Минору Хараи (основатель Кориндо) управлял делами офиса. Поскольку молодые люди исчезли, то когда бы Уесиба Сенсей не был приглашён на демонстрацию, он брал с собой мистера Хараи, и он, таким образом, установил много контактов. Вероятно, Хараи тренировал в Роппонги.

ШКОЛЫ НАКАНО И ТОЯМА.


Знаете ли Вы, как Уесиба Сенсей начал преподавать в военных школах Накано и Тояма?


Уесиба Сенсей поехал преподавать в школу Накано по рекомендации директора Школы Военной Полиции мистера Макото Миура. Поскольку Школа Накано располагалась в Накано в административном районе Мегуро, а Школа Тояма находилась неподалеку в Окубо, они были недалеко от Уесиба додзё. Уесиба Сенсей также обучал в Военном Университете в Ятсуя и в Военно-Морской Академии. Мистер Санкичи Такахаши был директором Военно-Морской Академии и при его посредничестве Уесиба Сенсей преподавал там. В то время принц Такаматсу, младший брат Императора Хирохито был учеником в Военно-Морской Академии. Уесиба Сенсей регулярно преподавал будо в качестве обязательного предмета в Школах Накано и Тояма.

Я полагаю, что было довольно мало сильных учеников вроди тех, кого Уесиба Сенсей обучал в этих военных школах.

Ученикам школы Накано было по 18-19 лет и они тренировались, чтобы стать разведчиками. По окончании школы Накано они становились офицерами, носили гражданскую одежду и внедрялись в другие страны.

В школе Тояма было также много сильных парней.

Практиковали ли они в этих школах другие воинские искусства?

Айкидо было единственным воинским искусством, которое они практиковали. Они также изучали такие предметы, как иностранные языки.

Наделяя своё будо духовными аспектами, испытывал ли Уесиба Сенсей угрызения совести по поводу преподавания в школе, готовящей шпионов?

Нет. Ему сказали лишь обучать там воинским искусствам.

По всей вероятности, в начале 1940-х годов школой Военной Полиции было опубликовано техническое пособие, включавшее техники айки будо. С этого момента для Уесиба Сенсея было невозможно посещать так много мест лично, так как он также обучал в Кобукан додзё и в Осака, помогали ли ему учидеши в преподавании также?

Да. Сперва Уесиба Сенсей сам ездил в эти места, чтобы преподавать, а потом говорил, что учидеши будут обучать от его имени.

Одно время сын военно-морского лейтенанта старшего казначея Такахаши был учеником школы и Уесиба Сенсей поставил его в пару с принцем Такеда. Жена принца также практиковалась, и когда она бросила молодого Такахаши из позиции сидя, его нога ударила её в лоб и травмировала её. Это было ужасно, и потому я присматривал за ней в качестве её партнёра. Я должен был обращаться с ней, как с хрупкой куклой и это было действительно трудно. (смеётся)

Поскольку военные поддерживали айкидо, Уесиба Сенсей обучал также высокопоставленных министров. Мистер Хигашикуни, принц Такеда, принц Чичибу (младший брат последнего императора Хирохито), и около шести детей принца Такаматсу, ещё одного младшего брата Императора Хирохито, также практиковали искусство.

ИМПЕРАТОРСКИЕ ДЕМОНСТРАЦИИ


Уесиба Сенсей проводил специальные демонстрации в Сайнейкан додзё в императорском дворце примерно в 1941 году. Было ли это результатом его связи с Адмиралом Изаму Такесита?


Да. Когда Такесита Сенсей был старшим Управляющим Императорского двора, ему было приказано Императором организовать для него демонстрацию Айкидо, поэтому он отправился в Уесиба додзё. Уексиба Сенсей ответил: "Я не могу показывать ложные техники Императору. Предполагается, что в Айкидо противника убивают одним ударом. Это неправильно, если атакующий брошен, свободно поднимается и атакует снова. С другой стороны, я не могу убивать своих учеников". Таким образом, он отказался от приглашения, но когда Такесита Сенсей передал это Императору, тот ответил: "Не имеет значения, что это ложь. Покажите мне ложь!". Тсутоми Юкава и я выполняли укеми.

Насколько я понимаю, Император лично не присутствовал в день демонстрации.

Да это правда. Присутствовали принц Микасе (младший брат Императора), принц Такаматсу, и принц Чичибу. Такосита Сенсей был комментатором и объяснял техники. Это действительно было что-то особенное, устраивать демонстрацию для семьи Императора в те дни, и поэтому мы не могли допустить какого-либо неуважения.

Я полагаю, Уесиба Сенсей был болен тогда.

Да. Из-за того, что Сенсей был болен, Юкава атаковал его слабо, и был брошен сильно, сломав себе руку. Юкава был довольно сильным парнем и любил подраться. Мы были хорошими друзьями, и когда я приезжал в Осака, он, бывало, брал меня с собой выпить. Он был сильным и мог поднять каменную ступу одной рукой. Он умер молодым после возвращения из Манчжурии. Он был довольно хорош в Айкидо.

Должно быть, он умер вскоре после демонстрации перед императорской семьёй.

Демонстрация проходила в 1941 году и, я полагаю, он умер в 1942 году.

В 1941 году, когда Уесиба Сеннсей давал свою последнюю демонстрацию в Хибия Кокайдо, он сказал: "Мои тренировки в технике теперь подошли к концу. С этого времени я посвящаю себя служению ками (божествам) и тренировке своего духа".

Поскольку я покинул додзё в 1941 году, я полагаю тогда было время, когда у него не было близких деши. Его ученики исчезли перед войной. Тренировки были суровыми (в ранний период), когда мистер Сирата и мистер Ёнекава были учи деши. Это было непростой задачей тренироваться в додзё. Сенсей действительно был силён (смеётся).

ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД


Видимо, после войны Уесиба Сенсей прошёл через очень трудные времена?


То, что Уесиба Сенсей был консультантом Бутокукай в Киото, который был конкурентом организации Кодокан дзюдо, было не хорошо. Когда пришёл МакАртур, он распустил организацию. Уесиба Сенсей обвинялся, как военный преступник и ему приписывались преступления класса G. Его организация (Кобукай) была расформирована, а его деятельность прекращена. Также Уесиба додзё на время закрылся и Уесиба Сенсей поселился в Ивама. Поскольку он не мог больше практиковать будо, он создал «Айкиэн» (земледелие Айки) и занялся земледелием в Ивама. Он едва сводил концы с концами.

Я тогда как раз был репатриирован, и когда я приехал в Ивама, там были Тадаши, Абэ. Также Джуджи, сын Коичиро Ишихара, нынешний директор Ишихара Сангьо, был там. Примерно в 1947 году я провёл около двух месяцев в Ивама со своей семьёй.

Думаете ли Вы, что Основатель находился тогда на пике своей техники?

Он был наиболее силён примерно в 1933 или 1934 годах. Примерно в это время он достиг зрелости и стал спокойным.

Я понял, что Ёсинкан сыграл важную роль в послевоенном возрождении айкидо.

После войны Ушигома додзё Уесиба Сенсея стал танцевальным залом для Оккупационных Сил. После того, как я вернулся, он снова стал процветать. Я был первым, кто организовал тренировки в Академии Обороны (Боейчодай) и в департаменте полиции. Когда я покинул Уесиба додзё, со мной обращались как с предателем, но я не чувствовал себя так, словно я один. Я обошёл 83 департамента полиции и действительно поддерживал Уесиба додзё.

Я не знаю, сколько денег мой отец вложил в Уесиба додзё до войны. Я рад тому, что я был в хороших условиях, и Уесиба Сенсей обращался со мной хорошо.

Я рад тому, что провёл так много времени с Уесиба Сенсеем в его повседневной жизни, поскольку это было основным для того, чтобы ухватить наиболее важные истины Айкидо. Вы должны провести время рядом с ним, чтобы понять каждое движение Сенсея.

Аказава и Сирата были истинными учениками, но они не имели финансовой поддержки. Сенсей повсюду брал меня с собой поскольку у меня было финансовая поддержка (от моего отца). Я получал особое отношение (смеётся).

ОСНОВАТЕЛЬ НА СМЕРТНОМ ОДРЕ


Встречались ли Вы с Уесиба Сенсеем перед его смертью?


Я навестил Сенсея за четыре дня до его смерти 26 апреля 1969 года. Однажды в старые времена я спросил Уесиба Сенсея : «Сенсей, почему Вы так сильны? Когда Вы были наиболее сильны?» он ответил: "Это будет в день, когда я поднимусь на Небеса. Вот когда я буду наиболее силён. Сиода, ты поймёшь это. Взгляни на пламя свечи, когда оно вспыхивает в последний раз. Оно внезапно ярко вспыхивает. Вот так!"

О-Сенсей сказал, что то, что он имел в виду, подобно сверкающему пламени свечи, когда она гаснет, и он сказал это в старые времена. "Поэтому я всегда буду тренироваться", сказал он. Сенсей доказал это перед своей смертью.

Четыре младших деши оставались с Сенсеем. Он спал, когда я пришёл туда, но внезапно он проснулся и сказал: "Это ты, спасибо, что пришёл. Я скачу на крылатом коне по небесам. Я могу видеть землю. Сиода, что делает сейчас (Кендзи) Томики? Я наблюдаю." У Сенсея был рак печени. Его руки стали худыми. Но когда он должен был идти в туалет, он делал над собой усилие, чтобы встать, и шёл в уборную.

Поскольку он не мог есть, он только пил воду, и его энергия стала полностью истощена, и казалось, что он был уже мёртв. Даже не смотря на то, что он был в таком состоянии, иногда он, бывало, говорил: "Пошли. Потренируемся!". Тогда доктор сказал: "Это наихудшая вещь для него. Прижмите его все, чтобы он не смог подняться!". Вот для чего там были эти молодые люди. Когда он пытался подняться, четыре человека прижимали его к кровати, и все они вылетали в сад.

Это поразительно!

За четыре дня до смерти Сенсей доказал то, что он сказал ранее. В то время Киссёмару поменял имя и звался Коэтсу. Он ждал у подножья кровати и Уесиба Сенсей сказал следующее: "Сиода, я хочу, чтобы ты поддержал Коэтсу технически. Я хочу, чтобы вы всегда сотрудничали с ним. Я рассчитываю на тебя". Киссёмару стоял там и слушал.

ИСТОКИ НАЗВАНИЯ ЁСИНКАН


Могли бы Вы рассказать нам об истоках названия Ёсинкан?


Оригинальное значение - "Нам всегда следует сохранять в уме, что мы глупые существа и без волнения остаёмся молчаливыми и развиваем наш дух." Это означает, что мы всегда должны помнить тот факт, что мы глупы, всегда фокусировать наш ум на этом факте, и не позволять нашим умам двигаться. Син относится к духу. Син это дух и мы должны развивать его. Это и есть причина выбора имени Ёсинкан.

ТЕХНИЧЕСКИЙ МЕТОД ЁСИНКАН


Как был развит метод обучения Ёсинкан Айкидо?


Я знаю, что техники Уесиба Сенсея были превосходны, но то, что он делал в один день полностью отличалось от того, что он делал в предыдущий день. Поскольку Уесиба Сенсей делал всё, что не приходило ему на ум, тренировавшиеся смотрели на то, что он делал, не понимая этого. Не было ничего подобного тому, что мы делаем в качестве основ сейчас. Он делал всё, что не приходило бы ему на ум.

Но, если вы попытаетесь обучать таким образом начинающих, никто не научится. Поэтому я подумал, что я должен систематизировать эти техники, когда я начал преподавать в Компании Сталь Ниппон Кокан. Я стал анализировать техники и развил обучающую систему, объединив то, что я изучил до этого. Затем я также организовал применение техник. Я проверил старые техники, которые я изучал.

Помогал ли кто-нибудь Вам, когда вы создавали ваш технический метод?

Когда Киоичи Иноуэ был молодым учеником, я испытывал многие вещи непосредственно на нём и развивал систему. Так, к примеру, я развил такие упражнения, как хирики но ёсей (развитие силы локтей), а также дал им названия.

Вы также давали названия?

Да. Я также решал относительно названий. Возможно, Вы скажете, что они, в определённом смысле, произвольны.

Давал ли Уесиба Сенсей названия своим техникам, когда он обучал до войны?

Он использовал термин ирими. Он говорил, что сокумен ирими и шомен ирими были также разновидностями ирими. Также он говорил такие вещи, как: "Ирими является сущностью айки". Конечно же другие воинские искусства, такие как например дзюдо не имеют ириминагэ. Возможно, он использовал названия техник, которые он изучал у Сокаку Такеда.

АЙКИДО ПРОТИВ КАРАТЭ


Каратэ стало повсеместно практикуемым искусством со времени окончания войны. Какую технику Айкидо Вы полагаете лучшей для взаимодействия с ударами руками и ногами в каратэ?


Ну, я думаю это вопрос маай (боевая дистанция). Вы должны приблизить маай. Вы должны слиться с ударом ноги, когда ваш противник атакует вас. Это важно. Это вопрос чувства времени (синхронизации).

Продвинутые каратеки бьют очень быстро…

Да, это так.

Думаете ли Вы, что практика Айкидо должно включать в себя техники для взаимодействия с ударами руками и ногами в каратэ?

Это довольно трудная проблема. Как каратэ, так и айкидо имеют чётко обозначенные территории. Одна из них будет разрушена, если они будут состязаться друг с другом. Возможно, такие вещи и могли происходить в старые времена поединков между последователями различных воинских школ (тариу джиай), но, в действительности, я не думаю, что такие случаи должны происходить сейчас. Те, кому нравится каратэ, пусть практикуют каратэ, в то время как те, кому нравится айки, пусть практикуют айки. Уесиба Сенсей часто говорил нам: «Мы изучаем сущность, стержень (будо), поэтому нам не следует беспокоиться о том кто атакует нас.»

Я понимаю.

Люди, которые практикуются вместе, являются друзьями. В конечном итоге это моральное достоинство, которое сильнее. Вы развиваете добродетель. Это наиболее важно. Затем когда вы противостоите противнику, вы делаете то же самое со своим умом, гармонизируясь с ним и приводите к тому, что он теряет свои враждебные намерения. Добродетелью является способность заставить сдаться по своей собственной воле.. Тогда не имеет значения, даже если он держит в руках меч или другое оружие…

Люди, которые занимались Айкидо несколько лет и достигли уровня второго или третьего дана видят по телевизору соревнования по каратэ и иногда испытывают сомнения в том, что они могли бы противостоять таким атакам. Если кто-либо фактически столкнётся с атакой каратэ, каким образом сможет он её избежать? Техники суставных замков, таких как котегаеши может оказаться недостаточно. Я думаю, существует много людей, которых терзают такие сомнения.

Ну, это вопрос чувства времени (реакции), понимания начала движения ки.

Уесиба Сенсей говорил: "Вы можете понять, когда ваш противник нанесёт удар ногой или рукой, видя начало движения его ки". К примеру, есть смешная история о Сенсее Кензо Футаки (известным своей диетой коричневого риса). Однажды, когда Футаки Сенсей тренировался, когда бы он ни наносил рубящий удар шоменучи Уесиба Сенсей уходил вправо. Поэтому Футаки Сенсей ударил вправо с самого начала, но на этот раз Сенсей не двинулся вовсе. Мастер такого уровня может чувствовать ки другого человека. Уесиба Сенсей был способен заставить противника потерять волю к бою. Он мгновенно входил в состояние отрешённости ума (мушин) и ощущал намерения противника. Только Уесиба Сенсей или некоторые столь же экстраординарные личности могут проделывать такие вещи.

Я полагаю, Сенсей, что у Вас были реальные возможности воспользоваться Вашей воинской подготовкой во время войны.

Да, были. Я думал, что то, что сказал Уесиба Сенсей было истиной. События действительно происходят без промедления. Если вы полагаетесь на силу и становитесь в стойку, вас победят. Если вы противостоите быстрой атаке каратэ, вас победят. Вам не следует думать о попытке сделать то или это. Это не существенные детали.

Уесиба Сенсей бывало, говорил: "Это не вопрос победы или поражения, выигрыша или проигрыша. Вы должны чувствовать, что каждый является вашим другом." Когда я отправился на войну Уесиба Сенсей сказал мне следующее: "Не волнуйся, куда бы ты не пошёл, только лишь совершенствуй свои добродетели."

Практикующие другие воинские искусства могут иметь проблемы, пытаясь ухватить эту идею.

Это очень плохо. Это происходит потому, что они концентрируются на победе и поражении. Если мы не сможем избавиться от такого хода мысли, то для воинского искусства будет трудно прогрессировать. Мы действительно должны прекратить такое мышление.

Сенсей, мы получаем много довольно много писем он наших читателей, в которых они часто спрашивают ваше мнение по многим вопросам.


Я полагаю, что если вы хорошо подумаете об этом, то поймёте, что сущность будо заключается в духе. Это является верным для дзюдо, каратэ или любого другого искусства. Вы не можете думать только о многих путях победы с помощью атак.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЁСИНКАН АЙКИДО


Могли бы Вы рассказать о том, каким Вы видите будущее Международной Федерации Ёсинкан Айкидо?


Моя идея заключается в следующем, с тех пор как мир стал таким маленьким местом, нам не следует мыслить в терминах национальности. Идея, вложенная в эту федерацию, заключается в распространении гармонии духа айкидо по всему миру. Её цель заключается в создании мира во всём мире, где только можно прийти к гармонии с любым человеком, любой расы. Нет ничего столь же прекрасного, как дух гармонии и когда я создавал эту организацию, я думал о том, как мы должны все ладить друг с другом, как Американцы и Советы должны стать друзьями. Я думал о том, как мир сделать единой семьёй, и что мы должны отбросить узкое мышление, ограниченное отношение Японцев, чтобы превратить мир в место, заполненное прекрасными человеческими существами. По этой причине, и духе гармонии, нам следует отказаться от нашего оружия и оставить позади наше прошлое. То, что я хотел сказать, так это то, что дух Айкидо это поиск гармонии.

Сейчас прошёл один год, и мы провели нашу первую выпускную церемонию инструкторов. Ученики сейчас тренируются во втором классе. Участвуют люди со многих различных стран, включая Венесуэлу и Колумбию. Иностранные ученики учатся с энтузиазмом. Они тренируются вместе с практикантами Японской полиции, но они поразительны. Женщины иностранки тоже усердно трудятся.

Существует огромный интерес к Айкидо за границей.

Я хочу избежать одного лишь разрастания организации в размерах и утраты личного контакта её членов.

Я в действительности хотел бы видеть, что Федерация Ёсинкан развилась как модель. Обычные организации фокусируются на организационном бизнесе и денежных вопросах. Люди забывают первоначальные цели создания организаций и заканчивают костной структурой. Я думаю необходим подход Ёсинкан как гибкой, дружественной организации.

Если вы подходите к проблеме с таким отношением, я полагаю деньги придут позже. Если же вы пытаетесь привлечь деньги, они ускользнут от вас. Я думаю важно забыть о деньгах, улучшить самих себя, и обращаться с людьми, с которыми мы находимся в контакте как с братьями. Тогда эти люди будут сотрудничать с нами. Это необходимо, если действительно существует гармония между людьми.

 

Стенли Пранин
Айки Ньюс #93
Перевод: Олег Овчаренко.
Взято с www.yoshinkan.net.ua

 

 

Copyright © 2005aikido-real.net
наши друзья