реальное айкидо - оружие против насилия
Главная Айкидо Реальное Айкидо Израильский Центр Реального Айкидо(ICRA) айкидо-видео
боевые искусства новости
боевые искусства статьи
айкидо фото
боевые искусства юмор
боевые искусства ссылки
контакты
боевые искуства desktop
бойцовский клуб
к н и г и

Источники мягкости в айкидо

Я не ставлю себе задачей хвалить или ругать айкидо. В каждом виде боевых искусств есть свои положительные и отрицательные стороны. Я просто говорю о том, что вижу. Как вижу так  и говорю. Не претендуя на объективность или всеобъемлющесть. Скорее всего это не понравится ни айкидокам, ни противникам стиля.

Первоначально задачей любого стиля боевых искусств была самооборона. Потом появилась еще одна задача - самосовершенствование. Сейчас те виды, в которых превалирует первая задача называют "дзюцу", а те в которых делают упор на втором - "До". (Подробно об этом можно прочесть в книге Донна Ф. Дрегера "Будо и Будзюцу в современном мире".) И именно наличие различных задач делает сложным сравнение разных видов боевых искусств, хотя и утверждение о том, что сравнивать разные виды и судить, который из них лучше столь же бессмысленное занятие, как и рассуждать кто сильнее слон или кит, не совсем верно. Каждый биологический вид является самым сильным в своей биологической нише иначе он был бы вытеснен другим видом.  То же и с  боевыми искусствами - огромное количество требований породило множество различных видов, каждый из которых лучший в своем роде. Но даже на фоне всего этого многообразия айкидо выделяется. Это единственный вид, Основатель которого утверждал, что он создал не  искусство войны, а искусство мира.  И это единственный вид в книгах мастеров которого прослеживается интересная закономерность - чем больше мастер, тем меньше места в его книгах уделяется техникам, а больше перемещениям, общим принципам, гармонии в природе и человеческих взаимоотношениях и пр. Вплоть до стихов.

В конфликте задачей мастера айкидо считается не победа над соперником, а восстановление гармонии, разрешение конфликта и умиротворение соперника. На память почему-то приходит фраза "Нет человека - и нет проблемы"...Так что в конечном итоге результат разрешения конфликта способами айкидо и методами самых жестоких видов боевых искусств может оказаться совершенно одинаковым, но что делать - зато гармония восстановлена в полном объеме. ;-)

Отсутствие победителя и побежденного делают невозможным проведения соревнований - идея соревнований, то есть соперничества и противостояния с последующей сегргацией на победителей и побежденных противоречит сути айкидо. Партнер в айкидо не сопротивляется, а помогает, что делает показательные выступления очень зрелищными. Движения напоминают кружащегося в танце, только партнер почему-то после легкого касания нереально далеко отлетает и падает. А затем поднимается и нападает снова, чтобы снова отлететь...и снова подняться. Красиво. Мягко. Нереально. Именно эта нереальность и является чаще всего причиной нареканий со стороны поборников "реальных" боевых искусств. И еще попытки спарринга с айкидоками, во время которых последние не могут продемонстрировать ничего интересного.

Причин для этого много.  Во-первых это действительно последние, то есть далеко не лучшие представители вида. Хороший айкидока наврядли поддастся на такую провокацию. Что при достаточной агрессивности предлагающих воспринимается как страх и как проигрыш. Во-вторых это время, необходимое для обучения - тренинг в айкидо до получения реальных результатов занимает гораздо больше времени, чем, к примеру, обучение карате. Но ведь обучение боксу занимает еще меньше времени, но сторонников карате это почему-то не смущает. Ну а в-третьих - та самая мягкость, которая делает спаррринг невозможным - ведь вы не будете ломать руки в дружеском поединке - а если партнер вам не подыграет - перелом ему гарантирован. А партнер подыгрывать не хочет - да и не может, если не знает вашей техники. И поэтому многие поборники "реальной" техники только усмехаются смотря на отлетающего от партнера айкидоку, даже не задумываясь над тем, что бы с ним было, если бы он вовремя не улетел, не пытаясь понять почему их техники выглядят так, а не иначе, видят только нереальность и мягкость, не интересуясь причинами этой мягкости.

А первопричиной этой мягкости является то, что техника эта настолько жесткая, что только мягкое ее исполнение позволяет избегать травм. Это далеко не единственная причина, но именно она послужила первым шагом на долгом пути трансформации жестких техник самураев в мягкое искусство самосовершенствования.

Основой техник айкидо, их корнями, являются техники дзю дзюцу . Кроме айкидо на основе техник дзю дзюцу построено и дзюдо, знаменитый "мягкий путь" доктора Кано. Только Дзигиро Кано выбирал из арсенала техник дзю дзюцу наиболее безопасные приемы, правильное выполнение которых сводит возможность получения травм к минимуму. А Уэсиба использовал базовые техники Дайто-рю Айки дзю-дзюцу (http://ww.daito-ryu.org/), которым его обучил Сокаку Такеда. Техники эти предназначались для быстрого и эффективного выведения противника из строя. И техники эти предназначались для самураев. То есть людей вооруженных и во время боя одетых в доспехи; дзю дзюцу самураев не было основным боевым искусством, оно только дополняло более важные и полезные умения - сражаться с оружием в руках, стрелять из лука, ездить верхом.  Основное внимание уделялось искусству владения мечом. Катана  для самурая был больше чем просто эффективное оружие. Меч - - один из трех священных предметов японской религии Синтоизм. Он являлся гордостью самурая и его привилегией, право на ношение длинного меча - катаны - имели только самураи и их хозяяева. Владение же техникой боя без оружия могло быть полезным только в случае, если в схватке воин оказывался по каким-либо причинам не вооруженным, а также для защиты внутренних покоев дворца, куда вход с оружием запрещался. Поэтому и кажутся нам странными некоторые приемы и требования - они были действенными и логичными для людей которые жили и одевались совсем не так как мы. А одежда во многом влияет на технику. А уж доспехи и оружие тем более. К примеру странный и неестественный способ атаки популярный в айкидо - захват за руку - совершенно правилен и уместен, если у вашего противника на боку висит что-то острое, чем он умеючи воспользуется, если вы дадите ему такую возможность

Основателями стиля Дайто считаются братья Минамото - Минамото но Йошимицу (1036-1127) и Минамото но Хачимантаро Йоши. В свое время они считались учеными, естесвоиспытателями. Однако, если бы Вы попытались использовать их методы тренировок и исследований сегодня (а ведь так замечательно Использовать Проверенные Веками Способы Тренировок Великих Воинов Прошлого - именно так с заглавных букв, с огромным питетом, и любая попытка критического осмысления приравнивается к ереси и смертным грехам) Вас не поймут. Размах их исследований поражает - они опросили сотни выживших воинов, пытаясь разобраться какие именно приемы помогали им выжить в бою и победить, расчленяли трупы, пытаясь разобраться как именно действуют кости, мышцы и сухожилия, отбирали наиболее эффективные приемы и оттачивали их на военнопленных. После Второй Мировой таких исследователей - немцев и японцев объявили военными преступниками.

Однако данные исследований братьев Минамото (впрочем как и "данные" "врачей" немецких концлагерей) невозможно переоценить. Сегодня, когда "зеленые" требуют запрета даже опытов на животных такие точные данные получить практически невозможно. Сегодня биомеханика предпочитает исследования не разрушающие "образец". Точность таких данных значительно ниже, но хотя мы не можем повторить исследования приведшие к созданию приемов, которые приводили к травмированию противника даже при приложении небольшого усилия, в некоторой степени мы можем воспользоваться теми, что разработали братья Минамото, благо у них военнопленных хватало. Но вопрос как тренироваться и обучать приемам без тяжелых  травм возник уже тогда. Одни удары стали заменять толчками или только обозначать, а наносить в полную силу только по манекенам, другие увлеклись конструированием защитного снаряжения, третьи стали бить мимо партнера а четвертые - обучать партнера падать раньше, чем в ннего попадут. Правда я не уверен, что все это происходило в те легендарные времена. 

Последним кто пытался применять "методики" братьев Минамото был упомянутый в книге "Три мастера будо" Джона Стивенса Тэцуо Хоси - ученик доктора Кано и Морихея Уэсибы он во время Второй Мировой войны оттачивал свою технику на военнопленных и был впоследствии осужден как военный преступник.

Доподлинно известно, что кланы Хэйкэ (Тайра) и Гэндзи (Минамото) соперничали за власть и влияние при дворе Киото. Хэйкэ одержали верх и выдали дочерей из своего клана замуж за членов императорской семьи. Практически все лидеры клана Гэндзи были казнены. Спастись от мечей Хэйкэ смогли только двое мальчиков, бежавших на северо-восток. Однако, если у клана остается наследник, это означает, что вассалы сохранят свою верность. Двое малолетних Гэндзи, Ёритомо и Ёсицунэ, остались в живых, и данное обстоятельство оказалось впоследствии решающим.

Когда старший из них, Ёритомо, повзрослел, он сумел собрать вокруг себя родственников Гэндзи, преданных вассалов и кланы «грубых варваров» северо-восточных провинций, всегда державшихся обособленно от изнеженной аристократии Киото и ненавидевших ее. Они были готовы присоединиться к Ёритомо для того, чтобы покончить с ней, а заодно и с диктатурой Хэйкэ. Так началась борьба на уничтожение, которая вылилась в конечном счете в войну Гэнпэй (Гэндзи—Хэйкэ). Хэйкэ потерпели в ней сокрушительное поражение и были уничтожены как клан, а в 1192 году император провозгласил Ёритомо сёгуном, «полководцем, подавляющим варваров»

По другой легенде щкола Дайто была основана монахом дзен Дайто Коксую в 12 веке в Киото под влиянием дзенской секты. Построенный им монастырь Дайто-кудзю существует и функционирует до сих пор.
Дайто, в обозначение монахов дзен, обозначало - "Великий Путь".  В 16 веке легендарный полководец Сенген Такеда познакомившись со школой дзенских монахов основывает свою воинскую школу которую называет также - Дайто. Но в название иероглиф "то" обозначающий "путь" заменяет на созвучный иероглиф обозначающий "восток". Именно под "такедовским" названием "Великий Восток" распространились в дальнейшем многочисленные школы воинского искусства.

Так что легендарные основатели у стиля не хуже и не лучше, чем у любого другого стиля. Реальным же мастером, чьи техники составили фундамент стиля был небезизвестный Сокаку Такеда.

О параное Такеды писали много: и о том, что он никогда не входил первым в помещение, и о том, что он требовал, чтобы кто-нибудь пробовал его пищу - боялся, что его могут отравить, что он всюду таскал с собой свой меч. Но так же много написано и о том, что он был последним буси - последним из тех, кто во всем придерживался старинных правил поведения самурая. Иногда даже оба этих утверждения встречаются у одного автора буквально на одной странице. Авторы добросовестно переписывают оба этих утверждения, а первый, кто свел их на одной странице проделал действительно огромную работу - собрал все, что говорили о Такеде, как его сторонники, так и противники. И объеденил мнения, а не факты. Так и стал Такеда последним самураем и параноиком одновременно. Удивительно, как одни и те же факты могут поддерживать совершенно различные точки зрения.
    Многие писали о параное Такеды, насмехаясь над тем, как фанатично он придерживался старинных правил поведения самурая - никогда не выходил из дома без меча, не входил первым в помещение и требовал, чтобы его пищу пробовали - проверяли не отравлена ли она. Я тоже никогда не сажусь спиной к двери или окну. Это не параноя - это привычка соблюдать некоторые правила, так сказать техника безопасности. К слову. Прочитайте любую современную инструкцию по технике безопасности, а уже потом говорите о параное Такеды... Хотя... Тревожно что-то...
    А теперь задумайтесь стал бы такой человек как Сокаку Такеда (параноик или ярый приверженец традиций) обучать постороннего по сути человека, не члена семьи, клана действительно опасным техникам? И что бы он сделал, если бы решил создать на основе дайто-рю открытую для посторонних систему? Мне не совсем понятно с какой стати он вообще решил открыть систему. Возможно дело в том, что в изменившихся социальных условиях он не мог зарабатывать деньги так, как это было принято у самураев - то есть служа господину. И у него не осталось другого способа заработать денги своими умениями, как брать деньги за обучение Дайто-рю. Причем не так, как это делалось раньше - то есть не членов клана, людей которых знали, которые приносили с собой в первую очередь рекомендации уважаемый людей, знающих и учителя, и ученика, а не деньги. Теперь он вынужден браться обучать тех, кто был готов за учебу платить. Создавая на основе клановой системы открытую Такеда даже изменил ее название - она стала называться Дайто рю аики дзю дзюцу. 

Появление слова айки в названии стиля говорит о том, что в нем гораздо больше внимания уделяют айки и меньше атеми, чем в других стилях дзю дзюцу. Техники айки никогда не являлись исключительно техниками дзю-дзюцу. Они относятся скорее к работе с оружием, чем к безоружному бою.  Айки но дзюцу - техники, использующие айки, имеют особый подход к агрессии - вместо использования силы портив силы или уступания перед лицом силы (концепция широко известная как Дзю или явара), используя айки человек "сплавляет" свою жизненную энергию с жизненной энергией противника, объединяет и использует ее. Дайто-рю Айки дзю дзюцу различает три метода применения техники и контроля противника - 

 
1. Дайто- рю дзю дзюцу - в основном полагается на атеми. Дайто рю дзю дзюцу рассчитано на молодых учеников. Атеми наносятся в полную силу, а суставы атакуются с прямолинейной мощью.
  2.  Дайто-рю айки дзю дзюцу - сочетает атеми и айки тайминг, оно больше подходит занимающимся более старшего возраста. В нем уже делается меньший упор на жесткий контроль противника, а больше внимания уделяется сложным болевым удержаниям, растягивающим суставы и конечности оппонента, - своего рода воинская йога.
  3. Дайто-рю айки но дзю дзюцу - сокращает движения до минимума, а оппонент контролируется скорее за счет духовной силы, а не физической.

Не стоит считать, что истользование силы портив силы противника - это подход характерный для карате. Противопоставление карате - жесткие техники - дзю-дзюцу - мягкие техники - ошибочно. У этих двух видов БИ просто нет ничего общего - у них разные корни, разные места, где они развивались и создавались. Карате пришло в Окинаву  из Китая. А в Японию из Окинавы перебралось только в середине XX века. Дзю-дзюцу же - собирательное название техник  боя без оружия, которые изучали самураи. Удары тоже входили в систему, просто эффективность ударов снижается, если противник одевает доспехи, а эффективность бросковых техник наоборот повышается за счет увеличения массы (инерции), неудобного распределения веса и повышения центра тяжеси, что отразилось на приоритетах - в китайских стилях вероятный противник доспехов не носил и поэтому броски, хотя и присутствуют в их техниках, но занимают значительно меньше места. Еще в апреле 1988 года доктор Д. Кано и преподобный Т. Линдсей представили статью «Дзю-дзюцу» (и, возможно, провели демонстрацию) членам Азиатского Общества Японии — исследовательской группе, состоявшей их англоговорящих иностранных дипломатов, профессоров и бизнесменов. В этой статье авторы утверждали, что, хотя и существуют свидетельства того, что некоторые японские боевые искусства формировались под влиянием китайского бокса, дзю-дзюцу имеет чистые национальные корни. Статья иллюстрировала принцип дзю на примере легенды о древнем учителе, который наблюдал, как ветви ивы прогибаются, но не ломаются под тяжестью снега. Это одна из наиболее распространных легенд - легенда про иву и дуб - о том как тяжелый снег сломал крепкие ветки дуба, а гибкие ветви ивы склонились, сбросили снег и снова поднялись целые и невредимые.

Принцип "толкай, когда тебя тянут и тяни, когда тебя толкают" подходит ко всему дзю дзюцу и его модификациям, стилям созданным на основе дзю дзюцу. Только в одних стилях этого дзю больше, а в других - меньше. Сами идеи того, что гибкое сильнее жесткого пришли из даосизма. Позволю себе привести пару цитат из Дао Дэ Цзин - Книге о Пути и Добродетели, приписываемой Лао Цзи - котрого считают основателем даосизма.

76

Человек в жизни мягок и слаб.
В его смерти твердость и сила.
Из множества сущностей -- травы и деревья;
В жизни они -- мягкость и хрупкость.
В их смерти -- сухость, крепость.
Причинность:
Твердость и сила -- попутчики смерти.
Мягкость и слабость -- попутчики жизни.
Это дает:
Сила оружия ведет к его уничтожению.
Сила дерева ведет к его перелому.
В большом и сильном находится ориентация вниз.
В мягком и слабом находится ориентация вверх.

78


Нет ничего в Поднебесной мягче и слабее воды.
Но при столкновении с твердостью и силой никто не способен ее победить.
Посредством отсутствия в себе, посредством Перемен --
Через слабость побеждают силу.
Через мягкость побеждают твердость.

 

Религиозные и филосовские воззрения создателей имели огромное значение для многих БИ. Особенно в части методики и методологии. Айкидо здесь не исключение; на этот стиль огромное влияние имела религия Оомото, которую исповедывал Уэсиба. Это одна из "новых" религий, впитавшая в себя отдельные идеи и пантенон синтоизма, буддизма, христианства. Религия Оомото (Великий Источник)   http://www.oomoto.or.jp/index.html была основана двумя людьми - блаженной Нао Дегучи (1836-1918) и энергичным жуликом Онисабуро (1871-1948). Нао была безграмотной крестьянкой перенесшей в жизни много горя, в которую вселился добрый дух (ками) и она начала писать, хотя читать не умела. Я не психиатр, но мне это напоминает картину какого-то поражения мозга. Что-то я такое читал - про сохранение моторных навыков, ответственной за письмо и нарушении способности распознавать образы, ответственной за чтение. Если кто знает о чем идет речь - подскажите

Даже в ранней молодости Нао слышала голоса, а 1892 году (1896 по другим источникам ) заявила, что вообще вошла в полный контакт с потусторонним миром. Она объявила это "религиозным событием" и заявила, что она стала основным воплощением верховной Богини любви КОДЗИН на этом свете, и что она поведёт человечество к эре мира и процветания. Нао Дэгути постоянно впадала в транс, выкрикивая фальцетом сутры о КОДЗИН. Постепенно это привлекло внимание окрестных жителей. После этого Нао  заявила, что будет делать записи под диктовку КОДЗИН из "потустороннего мира". Она впадала в транс и писала на автопилоте, простейшей КАТАКАНОЙ (самая элементарная форма  японского слогового письма , в современном японском языке используется только для записи заимствованных слов и иностранных имён). За несколько лет она накарябала более ста тысяч страниц такой почти непонятной никому диктовки. Эти тексты прозвали ФУДЭСАКИ (дословно "кончик пера" или "как курица лапой"). Ее письма содержали открытия относительно мира духа и непрерывный поток социальной критики. Она убеждала Человечество принять новую этику и оживить социальные институты. Ее видение было основано на универсальном Боге, который равно принимал всех людей, так как их уравнивает вера. Эта идея прямо противостояла японской государственной религии Синто, которая обожествляла Императора. Слухи о способности Нао видеть в другое измерение и способности лечить больных стали расползаться, и вокруг неё в Аябэ собралась небольшая группка последователей.

В 1898 году к Нао Дэгути пришёл молодой человек по имени Кисабуро Уэда, которому тогда было 27 лет. Его мать была очень образованной женщиной, поэтессой и мастером КОТОДАМА, которую ей преподавал её отец.

 КОТОДАМА - это учение о "власти звуков". Оно практикуется в основном в форме мантр (священных звуков) и мудр (символических жестов). Вот как характеризует его Мишель Рандом в своей книге "Воинские искусства, или дух Будо": "Эзотерическое знание Айкидо чрезвычайно глубоко. Учитель Уэсиба посвятил ему всю свою жизнь. Одно из его основных исследований касалось символики и власти звуков. Пять первозвуков Творения - это И, а затем Е, А, О, У. По святому Иоанну, "И" является первоначальным звуком, соответствующим слову Евангелия: "Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Звуки Е, А, О, У представляют 4 этапа творения. Эти 4 этапа символизируют ритм дыхания Вселенной. Эти 4 ритма порождают 8 сил, которые также являются 8 цветами, 8 звуками. Цифра 8 в Японии и вообще на Востоке - это цифра бесконечности...4 этапа У, О,, А, Е развивают первоначальную Энергию, создают внутренний и внешний мир. Каждая буква представляет одну из сфер Бытия. Звуки означают проявленный мир...Каждая сфера имеет свои вибрации, соединяющие духовную сущность с физическим телом...4 сферы Проявления, умноженные на 8 сил, порождают 32 состояния действительности...Это знание берет свое начало в эзотерическом учении Синто..." По мнению Киссомару Уэсиба взаимодействие между Айкидо и КОТОДАМА  состоит в том, что Айкидо следует рассматривать как конкретную интерпретацию и воплощение учения о "власти звуков". 

Уэда был интеллигентным , но выросшим в полной нищете молодым человеком. Когда в 1897 году умер его отец, он пережил душевный кризис и нервный срыв. На какое-то время сбежал в лес и там жил в пещере. Там к нему пришло "просветление" (цивилизованный человек читай - галлюцинация), и он окрылённый этим пошёл спасать мир. Поначалу от него просто отмахивались, как от очередного сумасшедшего. Тогда Уэда решил брать уроки у известного в то время шарлатана и "провидца" по имени Нагасава. Нагасава научил Уэду строить свою речь более вкрадчиво и дипломатично, и тут же к Уэде люди стали прислушиваться. И вдруг он услышал в голове голос, который приказал ему немедленно отправляться на запад. По пути на запад он зашёл в придорожную чайную, где представился как САНИВА (духовный провидец). "Как удачно!" - воскликнула девушка, хозяйка чайной: "а моя мама - человеческий проводник духу великой КОДЗИН!" И вот тут Уэда и встретился с Нао Дэгути, которая к тому времени была уже стара. Уэда же в тот момент был молод, энергичен, и полон жизни. Он переехал в Аябэ женился на той самой дочери Нао Дэгути по имени Суми и принял имя Онисабуро Дэгути. (Для Японии и по сей день традиционно, когда бедный молодой человек женится на материально обеспеченной девушке и переселяется в её дом - он принимает фамилию жены). Новоявленный Онисабуро Дэгути со всей своей энергией совместно с Нао Дэгути и её последователями принялся за дело создания новой духовной школы. После короткого периода времени его постоянные и очень громкие скандалы с Нао Дэгути стали легендарными. Например, он требовал немедленно отредактировать тексты ФУДЭСАКИ. 

К 1913 году О:МОТО-КЁ стало совершенно независимой религиозной организацией, и когда в 1918 году Нао Дэгути умерла, Онисабуро получил полностью бразды правления организацией в свои руки. Он сумел убедить толпу приверженцев в том, что он не ловкий плут и мошенник и пророк-самозванец и самодур, как его во время скандалов на всё округу честила покойная Нао, а очень умный человек, который искренне и глубоко верил в просветление" и религиозные события" Нао Дэгути. Помимо этого он был очень щедр на афоризмы (сохранились записи более 600000(!) им зарифмованных афоризмов). Они были выпущены как один набор под названием РЭЙКИ МОНОГАТАРИ, состоящий из 81 тома. Помимо этого он писал пьесы, музыку и сценарии к фильмам. Сам Онисабуро и его секта во всём поддерживали искусство, так как считали искусство матерью всех религий. Во всех своих работах он раскладывал прошлое, настоящее и будущее по принципам заимствованным из КОТОДАМА (квадрат - треугольник - круг). И на основе КОТОДАМА создал уникальную медитационную технику ТИНКОНКИСИН, которую Уэсиба приспособил для занятий АЙКИДО как потрясающее, по своей эффективности, дыхательное упражнение.

С 1920 года Онисабуро Дэгути решил изменить свою внешность. Он стал использовать огромное количество ярких халатов, накидок, шарфов, шаманских курток и даже женский макияж. С этих пор религия О:МОТО-КЁ стала привлекать аристократов, интеллектуалов, военных высшего и среднего командного состава и государственных и политических деятелей. К началу 1921 году количество членов О:МОТО-КЁ достигло нескольких миллионов. Издавалось значительное количество газет и журналов, полностью подконтрольных секте. Однако в то же время росло количество недовольных. На государственные и полицейские органы потоком стали сыпаться жалобы граждан, которые говорили, что были обмануты членами секты. Что у них выманили деньги или собственность под тем или иным благовидным предлогом, и данные взамен обещания не были выполнены. Таким образом, весной 1921 года в штабе Главного Полицейского Управления в Токио было принято решение провести рейд по центрам О:МОТО-КЁ и арестовать самого Онисабуро Дэгути и других лидеров секты. И даже в нескольких случаях - применить пытки. Полиция разрушила общественные центры секты, а Онисабуро Дэгути и некоторые другие лидеры - получили сроки разной длинны. Через какое-то время Онисабуро Дэгути выпускают из тюрьмы под залог. И он сразу начинает восстанавливать то, что было разрушено, используя свой огромный опыт и приобретённые связи.

Уэсиба попал под влияние Онисабуро в 1919 году и вскоре стал активным последователем секты, в которой он стал выполнять функции тренера, занимавшегося  обучением боевым искусствам последователей религии, и телохранителя Онисабуро.В  феврале 1924 он сопровождал Онисабуро как его телохранитель в злополучной поездке в Монголию, где они попытались основать утопическую колонию. Там они чуть не простились с  жизнью, запутывшись в политическиой и военной борьбе той области. Дегучи, Уэсиба, и остальная часть их группы были брошены в тюрьму и готовилась к расстрелу. Казалось смерть была неминуемой. Только вмешательство Японского консула в Монголии было способно спасти Онисабуро и компанию. Они были высланы и посланы назад в Японию под наблюдение Японской полиции.

После возвращения из Монголии Морихей Уэсиба уехал из Аябе, чтобы преподать свой стиль дзю дзюцу в Токио ряду видных людей, включая Адмирала Исаму Такешита и прежнего премьер-министра Гомбеи Ямамото. После нескольких посещения столицы, на учебные семинары, он в 1927 г. переехал туда с семьей. Это ни в коем случае не означало конец его связи с религией Оомото и Онисабуро Дегучи. В 1932 под покровительством Оомото был учережден Будо Сенйокаи. Первый председатель организации был, как не удивительно, Морихей Уэсиба. Додзе появлялись по всей Японии, в основном в областях с большими количеством сторонников Оомото, и занятия проводились регулярно в Аябе, Камеока, и небольшом городе Такеда. В Такеда было специальное додзе, где занимались многие из самых сильных специалистов боеых искусств. Инструкторы из Кобукан додзе Уэсибы в Токио, включая Нориаки Иноуе, Хисао Камада, Гозо Сиода, и Риндзиро Сирата, посылались туда регулярно, чтобы проводить тренировки.

В адрес полицейского управления снова начинали сыпаться жалоба за жалобой на жульническую активность секты, суммы исков становятся всё значительнее, политическое давление (и опасность секты) всё сильнее. К 1935 году терпению силовых структур Японии приходит конец. Происходит  Второй инцидент О:МОТО-КЁ . И снова вся собственность секты - конфискована, все лидеры во главе с Онисабуро Дэгути был арестованы, Онисабуро осужден за нарушение мира и государственные преступления, снова некоторые подвергнуты пыткам, а срока теперь длиннее. Активность Будо Сенйокаи тоже резко прекратилась в результате Второго Инцидента  Оомото.  Морихей Уэсиба был вынужден в скрываться в течение краткого периода и до конца войны он не мог открыто поддерживать секту. Отмежевание Уэсибы от религии в течение этого периода шумно критиковались некоторыми членами секты. Однако, открытая поддержка Оомото в том политическом климате несомненно разрушила бы все, что он создавал.

В 1942 году Онисабуро Дэгути снова выпускают под залог. Но теперь ему не дают полной свободы, он оказывается под полным гласным полицейским надзором. За каждым его шагом следят в открытую. Надзор с него был снят после поражения Японии в войне осенью 1945 года, когда властям уже просто стало не до него. И Онисабуро Дэгути снова предпринимает попытку "с нуля" построить организованную секту. Однако он уже совсем старый и дряхлый и просто не в состоянии это сделать. Его дети пытаются продолжать вести дела его секты, но не имеют и доли такого размаха и успеха, хотя секта и дожила до наших дней..

Под влиянием идей Оомото-Кё Морихей Уэсиба заимствовал доктрину Каибара Эккёна (1630-1714), самурая из клана Курода, который проповедовал "любовь ко всякой вещи и гармонию с природой через отношение доброжелательности, основанное на владении энергией Ки".
С точки зрения Уэсибы, Айкидо несет новый свет для всех религий. В нем - конкретная надежда на мир на земле, а не просто фактор социальной интеграции, Айкидо - это средство отождествления Человека и Вселенной: динамическое выражение Космической Любви.
Следуя логике своих мистических концепций, Уэсиба постепенно модифицировал приемы Дайто-рю Айки-дзюцу. Его приемы имеют по своей сути защитный характер. Они воплощаются в круговых движениях, этих носителях "живой созидающей силы", в полном согласии с "универсальными законами", внутри естественного плавного ритма, и тем самым гасят любой конфликт присущей воинственному противостоянию. Защита осуществляется на основе Соединения Энергий (Айки): энергии нападающего и энергии защищающегося, который стремится контролировать нападение изнутри, сломить волю к совершению зла в порыве братского примирения.:-)))
Определенное таким образом, айкидо выступает как нравственная дисциплина, стремящаяся к тому, чтобы сохранить физическую целостность нападающего, что никогда не было свойственно Айки-дзюцу, более того, прямо ему противоречит. Правда нравственные дисциплины это уже не боевое искусство, даже не искусство умиротворения (привет голубым каскам ООН и зеленым беретам США), нравственность выходит далеко за рамки темы этой статьи. Я же и в дальнейшем собираюсь рассматривать айкидо как один из видов БИ, с присущей ему методикой физической и психической подготовки, техникой, тактикой и философией.

Не стоит забывать и о том, чтр Уэсиба - недоучка, освоивший только начальные техники  Дайто-рю Айки дзю дзюцу. В 1985 году на Всемирном фестивале Айкидо, посвященном памяти профессора Уэсибы, Токимунэ Такэда , сын патриарха, говорил что "из 118 базовых приемов Дайто-рю основатель айкидо знал лишь первые 40, причем многие важные разделы техник вовсе остались им не затронуты"…В одном из своих инервью (Aikido Journal) Дошу говорил, что, согласно бухгалтерским книгам Такеды, Уэсиба посетил 9 десятидневных семинаров, причем на восьмом из них он ассестировал мастеру. Естественно при обучении вначале даются более мягкие техники, и эти техники и стали технической базой айкидо. И последнее - айкидо окончательно сформировалось как стиль, когда Уэсиба был в преклонном возрасте - понятное дело, что техника, которую он демонстрировал в старости мягче той, которую он исполнял 30-летним. Но даже это - не все. Сегодняшние мастера тоже вносят свою лепту (ну или по крайней мере свои пять копеек) в дело смягчения великого наследия жестоких братьев Минамото.

Сегодня обучение БИ - это в первую очередь бизнес, и техники применяемые бизнесменом при организации предприятия, рекламе и маркетингу не отличаются от техник организации и продвижения школы, ассоциации, клуба или секции БИ. В теории маркетинга товаром считается все, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью приобретения, потребления, использования или привлечения внимания. Продуктом секции или клуба, очевидно, является образовательная услуга, предоставляемая обучающимся. Однако задачи по разработке товарной стратегии в сфере услуг более сложны, чем в простом товарном производстве. У услуги, как известно, нет формы, размера, цвета, упаковки, внешнего вида, и т. п. Достаточно трудно определить привычные критерии оценки качества, потому что как товар—услуга, во первых, неосязаема, а, во-вторых, потребляется одновременно с производством. Известно, что в теории маркетинга услуг под “товаром” обычно понимают процесс обслуживания (Process), осуществляемый персоналом (People) по отношению к потребителю услуги и происходящий в определенной материальной среде (Physical Evidence).  И наконец, четвертое “пи” - продвижение услуги (Promotion). Существует много форм и методов продвижения клуба, информации о предоставляемых им услугах, их качестве, квалификации преподавателей и т.п. Клуб может использовать газетные и журнальные публикации, другие средства массовой информации, издавать свои брошюры, проводить традиционные дни открытых дверей и презентации в школах и вузах, семинары. Кроме этого для продвижения могут использоваться различные юбилеи или памятные даты клуба и его членов, встречи, участие и организация общественных мероприятий, дней города, например. Сказанное выше в этом абзаце относится не только к айкидо. Для всех видов важны четко составленые методики тренировки и ясные программы сертификации, оформление зала и личное обояние тренера. Однако, к примеру на оформление зала в аикидо обращают гораздо больше внимания, чем в других видах. Как и на ритуал. И пусть те, кто считает эти вещи несущественными задумаются над тем, что встречают-то все-таки по одежке....(...ах, одна хакама чего стоит :-0 ) Один из парадоксов коммерцизации заключается в том, что такой недостаток айкидо как долгий срок обучения превращается в преимущество - чем больше срок обучения, тем больше ученик потратит  на него денег. Как коммерческое предприятие обучение аикидо имеет целый ряд преимуществ делающими аикидо более привлекательным для "производителя" по сравнению с другими видами БИ. Это:

  1. Популярность бренда
  2. Отсутствие соревнований
  3. Возможность адаптации техники для разных возрастных групп
  4. Относительно малая травмоопасность
  5. Долгий срок обучения

И реализация практически всех этих преимуществ приводит к дальнейшему смягчению техники.

1 - Популярность бренда - Мягкость техники с самого начала была отличительной чертой айкидо - отличительным фактором стиля в море рекламы, морковкой, которой заманивают потребителя. И естественно каждый мастер обучает более мягкому, чем у конкурентов айкидо - единственное исключение  - Стивен Сигал - так он себе имя не на айкидо сделал. Воспользоваться же популярным именем всегда удобнее и проще, чем придумывать свое.

2 - Отсутствие соревнований - Когда результаты работы разных тренеров невозможно сравнить на соревнованиях - некомпетентность процветает.  Да, на соревнованиях вас могут засудить, правила их будут заточены под организаторов, жеребьевка будет подтасована, победит на них далеко не самый лучший, но, как говорил один мой знакомый: если вас сумели засудить, это значит, что ваше преимущество не было подавляющим. А если показать нечего, то никакими уловками чемпиона из тебя не вылепишь. Когда соревнований нет, то на первый план выступает не эффективность техники а ее эстетическая составляющая. - то есть те же плавность и мягкость. 

3 -  Возможность адаптации техники для разных возрастных групп - Адаптация техник для обучения стариков и детей невозможна без снижения физической нагрузки и смягчения техник, чтобы физически слабый и хрупкий организм смог их выдержать. Чем шире возврастной спектр - тем больше людей смогут посещать занятия.

4 - Относительно малая травмоопасность - Для сниженине количества травм на тренировках возможно несколько способов - четкая организация тренировки - разогрев, разминка перед основной частью, внимательность и отсуствие отвлекающих факторов в зале и т.д. , четкое разграничение техник по уровням - каждый делает те техники, к которым готов, и естественно более мягкое исполнение техник. Травмы на тренировке - это всегда проблема для тренера и их лучше избегать.

5 - Долгий срок обучения подразумевает, что результаты, которые показывает человек прозанимавшийся лет 20 - 30 лучше чем результаты другого после нескольких лет занятий. А пик физической формы приходится лет на 22-35, тут против природы не попрешь - дальнейшее улучшение результатов возможно только за счет других источников - техники, энергетики, морального превосходства в конце концов - а смягчение техники уменьшает роль физической силы и помогает поддерживать легенду стиля - старичка легким движением разбрасывающего толпу молодых мастеров. Хотя в старичка легким движением разбрасывающего молодых придурков я верю - они-то от старичка сопротивления не ожидают.

Но даже в своем сегодняшнем виде аикидо имеет прикладное значение. Я имею в виду ситуации "на улице" когда айкидо предпочтительнее других видов. На мой взгляд такие ситуации встречаются никак не реже тех, в которых вы могли бы применить карате, бокс или какие-нибудь другие виды боевых искусств. Я считаю айкидо идеальным в случае столкновения с группой малолетних хулиганов. Во-первых исходя из философии айкидо - то есть уход, как способ разрешения конфликта - в отличие от агрессии лежащей в основе других видов - конфликт может разрешиться без столкновения. Во-вторых пяток легких, слабых и не особо твердо держащихся на ногах подростков - это как раз тот "контингент" на котором с успехом сможет продемонстрировать свою технику даже средненький айкидока. В-третьих - даже палка в руках нападающего не покажется айкидоке непривычным предметом и никак не помешает проведению техник. По поводу ножа скажу особо - мне приходилось драться и побеждать на улице противника вооруженного ножем - а потому со всей ответственностью могу посоветовать - если есть возможность - лучше боя избежать - уйти, убежать в конце концов. Лучше уязъвленная гордость, чем дырка в животе. Ножем можно пораниться даже во время показательных выступлений. Не говря уже о массе случайностей которые могут произойти на улице. Ну и наконец в-четвертых - мягко раскидав противников и не нанеся им серьезных повреждений айкидока скорее всего избежит уголовного преследования - увы ситуации когда "злобного дядю" жестоко избившего ни в чем не повинных школьников волокут в кутузку встречаются. Особенно если у этих школьников родители люди значительные. А таких "невинных овечек" среди малолетних хулиганов немало. А об "умении" родителей адекватно оценивать своих чад говорить даже не хочется. 

 Источник http://www.geocities.com/danatas.geo/BUDO/article20041004.htm

 

 

Copyright © 2005aikido-real.net
наши друзья