реальное айкидо - оружие против насилия
Главная Айкидо Реальное Айкидо Израильский Центр Реального Айкидо(ICRA) айкидо-видео
боевые искусства новости
боевые искусства статьи
айкидо фото
боевые искусства юмор
боевые искусства ссылки
контакты
боевые искуства desktop
бойцовский клуб
к н и г и

Мити: Путь


В японском языке существует два суффикса, которые обычно используются в названиях многих видов искусств: до и дзюцу. Дзюцу можно грубо перевести как 'наука' или 'искусство'. До, которое читается как мити, если употребляется как самостоятельное слово, означает 'дорога' или 'путь'. Отсюда мы получаем такие названия, как кэндзюцу, искусство фехтования, и кэндо, Путь Меча. Суффикс дзюцу дает ощущение акцентуации главным образом технического аспекта (например, инженерная наука или искусство кладки кирпича). Это не означает, что дзюцу исключительно физическое искусство, оно может быть и ментальным, как, например, игра в шахматы. Суффикс до подразумевает гораздо больший духовный контекст: он дает ощущение того, что искусство становится образом жизни и имеет глубокие философские цели. Б последнее время стало популярным мнение, что будзюцу, 'искусство войны', служит для самозащиты, а будо, 'Путь Войны', -для самосовершенствования. Это очень ограниченное и не совсем верное упрощение. Немного лучше знучит, что будзюцу изучают, а будо следуют. Тем не менее даже это определение дзюцу и до оставляет желать много лучшего. Если вы пришли в додзё и изучаете физические и ментальные техники рю, то вы изучаете будзюцу. Вам не обязательно использовать его для самозащиты. Есть масса других возможностей его применения. Вы можете использовать эти техники для нападения, как использовал бы их солдат. Или подобно многим ученикам, вы можете относиться к рю как к исключительно культурным упражнениям, способу сохранения интересного аспекта древнего общества. И третье распространенное мнение - рассматривать рю как способ чисто физической тренировки тела. Проблема заключается в том, что рю используют суффиксы дзюцу или до как часть своего торгового имени, а не как обозначение родовой принадлежности. Хорошей иллюстрацией служит современное дзюдо. Когда искусство практикуется как соревновательный нид спорта, ученики дзюдо техничестехнически занимаются дзюдэюцу. И наоборот, ученики классического дзюдэюцу на самом деле занимаются дзюдо. Новичка все это может запутать. Более того, исследование этих различий на самом деле не дает ответа на вопрос 'Что такое Путь?'. Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны заглянуть гораздо глубже. До - это японское произношение китайского слова дао. Как уже говорилось ранее, это слово означает дорогу или путь. В философии Лао Цзы этот термин используется для описания абсолютной реальности. Лао Цзы (VI в. до н. э.) был известным китайским философом, написавшим 'Дао Дэ Цзин', 'Книгу Пути'. Это одна из самых значительных книг, когда-либо написанных в истории человечества, - она послужила основой для многих азиатских философских систем. Для наших целей первое из ее восьмидесяти одного изречения представляется особенно важным. В нем Лао Цзы утверждает: 'Высказанное слово не является истинным'. Это значит, что конечная реальность, истинная сущность чего-либо, лежит за пределами понятийных дефиниций. Этот прототип принципа неопределенности Гейзенберга1, сформулированный 2 500 лет назад, означает, что вы можете высказать часть истины, но никогда не выскажите ее полностью. И хотя определить конечную истину невозможно, аналогия поможет нам в этом. Использование аналогий не очень научно. Однако ввиду исключительности исследуемого предмета (конечная истина), в данном случае это необходимо. Например, если вы изучите столы, то обнаружите, что существует огромное количество их разновидностей. Столы могут быть кофейные, обеденные, игорные и т. д. Еще один тип столов -- рабочий; здесь опять же существует множество разновидностей: компьютерный рабочий стол, рабочий стол студента, рабочий стол руководящего работника. Если вы еще больше расширите область исследования, то обнаружите массу различных полок и скамеек, которые также являются определенной разновидностью столов. Когда вы посмотрите на все эти столы как на единую группу, то обнаружите, что между ними мало что общего. Количество ножек может варьироваться от полного их отсутствия до множества. Форма столешницы может представлять собой идеальный квадрат, свободную фигуру или нечто неопределенное. Чертежный стол не горизонтален, а столешница некоторых разновидностей компьютерных столов даже не плоская. И все равно есть нечто, делающее все эти предметы столами. Это нечто, эта столовость и есть дао столов. Вы никогда не сможете определить его с помощью слов, так как вы будет ограничивать себя определенным типом столов. Это дает нам хорошее рабочее определение мити, 'Пути'. Кэндзюцу стало точной наукой, чем-то таким, чему можно научиться. С другой стороны, кэндо представляет собой Путь Меча. Его можно понять, но нельзя выразить вербально - знание о нем приходит изнутри. Понять кэндо означает понять нечто неуловимое, выходящее за рамки отдельных рю и вадза. Обретение этого понимания называется сатори, 'просветление'. Это осознание того бесформенного и неопределенного нечто, стоящего за всеми вещами. Так зачем беспокоиться? В то время как определение эзотерично, причина беспокойства практична. Кэндзюцука2 ограничен техниками, которые он выу~ чил. Кэндока свободен от таких ограничений. И поскольку он понимает суть техник, то может свободно создавать новые техники для новых ситуаций. Поскольку эти новые техники рождаются из сущности его рю, то они будут прекрасно сочетаться со стилем ранее существовавших техник. И хотя суффиксы дзюцу или до не употребляются со словом хэйхо, принцип остается тем же самым. Хэйхо - это искусство стратегии, Оно состоит из техник применения техник. Хэйхо намного превосходит гихо (определенная техника), но это еще не конец. Более глубокое изучение обнажает последний слой - хэйхо но мити, дао стратегии.
ХЭЙХО НО МИТИ
Если вы попытаетесь представить природу конфликта в образе дерева, то увидите, что техники разрешения конфликта - это листья, а стратегии - ветви. У вас должно быть и то и другое. Ветвь без листьев бессмысленна, а листья без ветви лишены поддержки. Рю должно восприниматься как живое существо. Его листья - это техническая работа, его ветви - это стратегическая работа. Однако ни то, ни другое не являются целью мастера-стратега. Следовать Пути Стратегии означает идти к самым корням дерева войны. Человек, овладевший Путем Стратегии, волен путешествовать вдоль любой ветви к любому листу! какому он пожела ет. Технический специалист ограничен рамками известных ему техник и живет в очень маленьком мире - он не в состоянии справиться с новыми ситуациями, если специально не тренировался для них. Это может быть достаточным для его нужд только в случае, если он маленький человек. Истинному величию нужно пространство. Одна из печально-комичных вещей, связанных с будэюцу и будо на Западе, - это феномен молодых людей, создающих новые рю только потому, что они были недостаточно хороши (или недостаточно терпеливы), чтобы достичь какого-либо статуса в уже существующей школе. От них часто можно услышать такую громкую фразу: 'Я беру самые ;гучшие техники из всех стилей и объединяю их в одно искусство'. Печально во всем этом то, что молодые люди никогда не видели этих лучших техник. Они скрыты и раскрываются последователям рю только после многих лет тренировок. (Передача таких знаний сопровождается вручением соответствующего свидетельства.) На самом деле эти молодые люди берут разминочные упражнения уровня сёдэн нескольких рю, обычно без всякого контекста, и перетасовывают их, получая новую систему. А поскольку они не понимают роли стратегии как объединяющей силы рю, то их новые стили безжизненны. Эти очень странныееревья похожи на палки, к которым приклеили самые разнообразные листья. Эти листья очень скоро завянут и опадут. То же самое произойдет и с рю, созданным подобным образом. Безусловно, на Западе есть люди, которые не относятся к вышеупомянутой категории. Они основали свои собственные рю из политических или философских соображений, сполна заплатив за это право. У них позади десятилетия тренировок и одном или нескольких из уже существующих стилей. Это тип людей, к которым вы автоматически обратитесь 'сэр', если встретите их к обществе. У каждого рю своя хэйхо. Иногда она имеет формальное название и указана в расписании занятий школь), иногда она лишь подразумевается. Какой бы ни была система, хэйхо является фундаментальной частью каждого рю. Она дает рю приспосабливаемое^ и прочность, необходимые для того, чтобы оно могло существовать на протяжении веков в этом стремительно меняющемся мире. В начале своих тренировок вы будет изучать гихо - различные техники своего рю. Начиная с простейших, вы постепенно дойдете до техник высокого уровня, которые максимально разовьют ваше тело и сознание. Только после того, как вы овладеете достаточным количеством техник, вы сможете приступить к изучению стратегии; стратегия занимается применением техники. Даже после того, как вы овладеете многими стратегиями и будете активно следовать Пути Стратегии, ваши тренировки должны оставаться физическими, потому что слова никогда не смогут описать Путь - это нечто такое, что скорее можно почувствовать, чем понять. Вы, без сомнений, можете очень живо вспомнить свой первый сексуальный опыт. Сравните эти воспоминания с воспоминаниями о первой встрече с таблицей умножения. Физическая тренировка оставляет физические воспоминания. Если тренироваться правильным образом, то ваши знания станут инстинктивными, а не интеллектуальными. Это обязательное условие, если вы хотите быть человеком, использующим стратегию, а не просто человеком, знающим о ней. 'Из одного получается два, а из двух получается десять тысяч'. Это старинное изречение, которое иллюстрирует цель тренировки. Путь Стратегии - это одно, из которого получается десять тысяч. После многих лет тренировки вы сможете увидеть это одно и будете им трансформированы. Солдат каждое сражение рассматривает как уникальное; но для стратега война - это война. Стратег не видит разницы между собранием совета директоров, дракой в баре и межнациональным конфликтом, Для такого человека нет уникальных вещей; есть только разнообразные применения центральной стратегии. Он подходит к сражению на море и к рекламной кампании с одина-ковым чувством. Стратегия остается в обоих случаях одной и той же; только инструменты разные. Тот простой факт, что стратегия больше техники, так же как техника больше инструмента, должен постоянно подчеркиваться. В наборе механика может быть много различных инструментов, но физических действий, совершаемых при их использовании, всего несколько. Одно движение может быть использовано для манипуляций целым рядом различных инструментов, а одна стратегия может быть использована для манипуляций еще большим количеством движений. Один враг - это то же самое, что и много врагов. Ваш противник может быть отдельной личностью, корпорацией или армией. Это не имеет значения. Путь Стратегии не делает между ними различий, потому что хэйхо но мити - это Путь Победы.

 

Copyright © 2005aikido-real.net
наши друзья