реальное айкидо - боевое искусство самообороны
Главная Айкидо Реальное Айкидо Израильский Центр Реального Айкидо(ICRA) айкидо-видео
>
боевые искусства обзор
боевые искусства цигун
боевые искусства чаво
боевые искусства в притчах
боевые искусства и травмы
бусидо путь война
 
боевые искусства новости
боевые искусства статьи
айкидо фото
боевые искусства юмор
боевые искусства ссылки
контакты
боевые искуства desktop
бойцовский клуб
к н и г и

Вопросы и ответы.

На вопросы отвечает - Масков Олег Фаритович

Заслуженный тренер Республики Казахстан по каратэ,
Вице-президент Национальной Федерации Каратэ до Шотокан Казахстана,
Председатель Главной судейской коллегии НФКШ РК,
Председатель спортивного клуба каратэ 'Пульс' г. Актобе,

 

Письмо читателя :
Здравствуйте уважаемый Олег Фаритович. Я 4 года занимался кьекусинкай, каратэ и рукопашным боем, получил большой практический опыт при работе в ночном клубе, сейчас занимаюсь ушу, однако
кьекусинкай запало в душу и всегда стараюсь следить за развитием каратэ и смотреть соревнования по разным стилям. Есть несколько вопросов, на которые я надеюсь, Вы ответите.
1.Большинство школ и секций заявляют о своей боевой и уличной направленности. Однако когда я спрашиваю, есть ли у Вас наработка боя один против 2-х или 3-х или предвидеться ли в будущем такие тренировки, то ответ отрицательный, в лучшем
случаи лет через 10. Думаю, вероятность серьезного нападения один на один очень мала. Если посмотреть статистику МВД, то нападения группой примерно 1 к 7 по отношению к один на один. Почему тренеры не уделяют этой теме никакого внимания? Про работу с оружием я вообще молчу.
2.Здоровье. Занимаясь кьекусинкай, встречал очень много хороших бойцов с воспалениями костяшек рук, голеней, груди. У двух костоломов любящих разбивать кирпичи головой в ней же, и образовалась киста. Почему в каратэ нет никаких систем
восстановления организма после жестких тренировок? Слышал, что сам Ояма, под конец жизни из-за воспаления костяшек рук не мог держать ложку.
3.Блоки. Занимаясь каратэ, мы часто отрабатывали классические блоки, однако в бою (спортивном или боевом) применялся только один нижний блок. Я посмотрел различные бои по каратэ разных школ и увидел то же самое - никто не делает блоки, все делают
различные виды подставок никак непохожих на классические блоки. Тогда зачем их все отрабатывают?
4.Стойки. Нереальность или не доработанность тренировок. Поясняю: типичная ситуация в кабаке или на улице, двое наезжают на одного - будет ли драка или нет, неизвестно, но в стойку вставать никто не будет, будут бить из обычного положения. Сколько я видел драк или участвовал, никто никогда не вставал в начале "разговора" в стойку, и перед началом махаловки никто не говорил: а сейчас бой все готовы. Почти никто не учит учеников работать из обычного положения тела.
С уважением Илья
Санкт-Петербург.
Что ж, вопросы заданны, очередь ответам.
Ответ на вопрос первый:
В своей статье ''Безоружный против вооруженного. Есть ли шансы на успех?' я уже касался данной темы. Но раз задают вопросы, значит, требуется ответить более подробно.
И так, почему? А действительно, почему? Что мешает?
На мой взгляд, есть несколько очевидных причин:
Во-первых, довольно часто за громким названием 'боевая', 'уличная', 'смертоносная' и т.д., на самом деле скрывается обыкновенная методика обучения. Она, построенная, либо на имеющемся опыте инструктора в одном из видов восточных единоборств, притом спортивного направления, либо построенная на чем-то, типа 'салата 'оливье'', в котором собранно всего понемножку, опять таки, построенного, чаще всего, на спортивных или около спортивных методиках обучения.
Т.е. автор данной 'школы', как он считает, отобрал 'все самое лучшее и практичное' из других школ и теперь его система действительно является таковой.
Надо признать, что иногда действительно такое случается. Но очень и очень редко. И авторов таких школ мы знаем и их имена у всех на слуху.
Есть и другие, не менее талантливые и знаменитые, но имена их скрыты под грифом 'совершенно секретно' и известны весьма ограниченному кругу людей, занимающихся серьезными делами.
Поэтому данные 'школы', претендующие на звания 'самых-самых', на самом деле таковыми не являются, так как методика обучения изначально имеет уклон в единоборство. Т.е. подразумевает схватку не более двух соперников. Так сказать, баш на баш.
И, как верно подметил Илья, такая школа ничего не может дать своим ученикам в противостоянии нескольким нападающим, так как отсутствуют необходимые навыки и рефлексы.
Во-вторых, обучение должно ОБЯЗАТЕЛЬНО включать:
- изучение техники и тактики борьбы на основе наиболее эффективных (не путать с эффектными) приемов и техник из разных видов единоборств;
- изучение методов противодействия двум, трем, пяти противникам (это имеет принципиальное значение);
- приобретение навыков использования подручных средств (палка, бутылка, камень, пояс, стул, стекло, ключи от квартиры, сотовый телефон и т.д.);
- обучению работы с холодным оружием и методам противодействия оному;
- психологическую подготовку (без этого все ваше мастерство не стоит и ломаного гроша);
- постоянную отработку полученных знаний и умений в жестком противодействии (вольные бои против одного, двух и т.д. нападающих);
- отработку полученных знаний и умений в различных погодных условиях и на местности (подъезд, автобус, лифт, переулок и т.д.).
Вот только краткий обзор умений и навыков, которые должна давать такая 'школа'.
И если, по большому счету, драка на Крайнем Севере мало, чем отличается от драки на Крайнем Юге, но есть, свои нюансы. Поэтому и отрабатывать надо все не спортивном костюме или в кимоно, а в той одежде, которая используется в повседневности, в быту.
И если ничего подобно в предлагаемой вам 'самой-самой' нет, то и не стоит тратить на посещение данной школы свои время и деньги.
Необходимо четко уяснить себя, что навыки и рефлексы не возникают сами по себе, а приобретаются и накапливаются нами в процессе всей нашей жизни. И если необходимые умения отсутствуют, то и применить их вы не сможете.
Если в вашей 'базе данных' отсутствует необходимая информация, то ваша 'система' не может найти ответ и зависает. Человек либо впадает в ступор, либо включаются врожденные рефлексы - страх, гнев, и т.д. Хотя именно они, помогают порой спасти нам свою жизнь и честь.
Но тут нами движут знания, заложенные на генетическом уровне, а не приобретенные уже самостоятельно.
Ответ на второй вопрос:
На счет здоровья.
'Заставь дурака богу молиться он и лоб расшибет'. Права народная мудрость. Во всем надо знать меру и ко всему надо подходить с набором определенных знаний.
Насчет Оямы я ничего сказать не могу, не слышал. И на счет других бойцов киокеусинкай тоже.
А вот ластообразные кисти (т.е. свернутые в сторону) и изуродованные кисти рук из-за чрезмерно набитых костяшек я видел. И многолетние мучения, связанные с отслоением надкостницы на руках или голенях ног. Сам как-то полгода мучился. И врагу такого не пожелаю.
Еще на заре становления каратэ в СССР находились 'умельцы', которые вшивали себе в ладонь конский волос или набивали 'кентос' солью. Что с ними стало в дальнейшем я не знаю, но думаю ничего хорошего.
Сам я тоже отдал дань набивке ударных поверхностей. Переломал кучу кирпичей и лес дров и получил к 50 годам ревматический артрит лучезапястных суставов. И в период обострения болезни хаю себя последними словами.
Хирург, накладывавший мне гипс на сломанную кисть в начале 90-х, спросил, - 'А что, молотком разбить этот кирпич было нельзя?'. Что ему можно было ответить? Я, конечно, что-то попытался объяснить, но человеку, чьим призванием было лечить людей, понять мое объяснение было очень трудно.
Именно он мне тогда и разъяснил всю пагубность подобных экспериментов над своим здоровьем. И чем это может для меня закончиться. После этого я прекратил всякого рода 'ломания' и набивку, но как видно уже поздно. Последствия остались.
Я знаю не мало людей, которые прошли этот путь и стали калеками, получив свои болезни, из-за неуемного стремления сломать все что ломается и порвать, все что рвется.
Я не осуждаю их, они хотели как лучше. Хотели показать мощь и силу каратэ. Ценой своего здоровья они внедряли каратэ в массы, являлись живым воплощением легенд.
Но вот теперь, спустя много лет:
На мой взгляд, проблема в том, что, отдаваясь этому делу фанатично и стараясь достигнуть больших высот в мастерстве, многие забывают, что во всем, и в каратэ в частности, нужно соблюдать умеренность и постепенность.
Надо строго соблюдать меры воздействия и осторожно подходить к способам набивки. Все это необходимо делать под руководством опытного наставника, знакомого не понаслышке о возможных проблемах и методах их предотвращения.
Мне, к сожалению, с таким сталкиваться не приходилось. Да и другим, насколько я знаю, тоже.
Я не против набивки, как таковой. В меру она нужна и необходима. Без этого просто не обойтись, занимаясь восточными единоборствами.
Я против бездумного подхода в этом вопросе. Эксперименты со своим здоровьем, а тем паче со здоровьем других людей так просто не проходят и всегда имеют плачевный результат. Только результаты всех этих экспериментов узнаются не сразу, а в отдаленном будущем. И поэтому 'экспериментаторов' трудно привлечь к ответственности.
Ответ на третий вопрос:
А зачем нас в школе учат в первом классе выводить в прописи буквы. Ведь все равно со временем каждый начинает писать, как бог на душу положит? Кто с закорючками, а кто печатными буквами. А кто и совсем пишет так, что без шифровальщика и не разберешь.
Надо понять, что есть школа, которая учит правильному написанию и четкому распределению усилий. Где надо надавить, а где нет и т.д. Как правильно написать эту буковку, а как эту. Без этого ни один из нас писать ни как не сможет. Ни закорючками, ни каким другим способом.
Я не знаю ни одной школы единоборств, в которой бы не учили азам этого единоборства, так называемой школе. Как в спортивных направлениях, так и в не спортивных.
Изучая азы школы, мы учимся правильно распределять свои силы, чувствовать дистанцию, контролировать дыхание и многое-многое другое. И только изучив все это, поняв принципы и отработав до совершенства, до автоматизма, вбив эти знания до уровня рефлексов, можно уже себе позволить и не соблюдать некоторые каноны.
Что мы и видим на различных соревнованиях. О чем Илья и говорит.
Но на соревнованиях мы лицезреем два подхода к решению одного того же вопроса.
Во-первых, существует мнение, что достаточно обучить парочке основных движений и этого вполне хватает для соревнований. Не спорю, на первоначальном этапе так и есть. Здесь на первый план выступают природные качества спортсмена. Сила, ловкость, быстрота и т.д. 'Чемпион себя проявит!', - лозунг такого подхода. Мол, всему остальному он и так постепенно научится. А то, может и этого будет достаточно.
Это как ученика, имеющего от рождения большие способности в математике, послать на межшкольную математическую олимпиаду. Может он даже и победит, если повезет и, если, там тоже будут не очень сильные соперники или задания будут ему под силу.
Но надеяться на то, что без прочных базовых знаний он сможет это делать регулярно, просто не серьезно. Да никому в школе это и в голову не придет.
А вот в спорте, это происходит сплошь и рядом. Научат пару приемам на скорую руку и в бой! Оно и понятно. Тренеру, особенно работающему в спортивной школе, нужны результаты. Именно по ним оценивается его работа. Вот и приходится ему идти на такой компромисс.
Хотя и он понимает, что век такого спортсмена не долог. Высоких результатов тот может достичь только после постановки школы. Тщательного изучения и отработки малейших нюансов техники и тактики.
Вот и видим мы на соревнованиях этих 'недоучек', которые ничего толком не знают, а потому и ничего зрелищного продемонстрировать не могут.
Во-вторых, есть уже сложившиеся спортсмены, которые, достаточно хорошо освоив базовую школу и достигнув определенного уровня мастерства, уже не нуждаются в полном соблюдении ее канонов и могут себе позволить импровизации.
Кроме того, изучаемая ими техника, со временем адаптируется к индивидуальным характеристикам данного спортсмена и несет уже на себе печать индивидуальности. Как нет одинаковых людей, так и нет одинаковой техники.
И хотя, школа у них может и одна, а вот выполнение ее будет разниться от мастера к мастеру. Что нам и приходится видеть на примере всемирно известных мастеров каратэ.
Опытным спортсменам нет необходимости стремиться выполнять на соревнованиях технику школы с соблюдением всех ее требований. Если это только не соревнования по формальным комплексам. Это напротив, может уже только мешать им.
Но знание основных принципов при выполнении защитных или атакующих приемов им вполне достаточно для противодействия сопернику. Отсюда и короткие блоки и подставки и не совсем школьная траектория или динамика передвижений или ударов и т.д. и т.п.
Мы же тоже, став по старше, не продолжаем писать прописью, а как уже говорилось мной выше, пишем каждый по-своему, не особенно и, стараясь следить за качеством написания и соблюдением правил.
Так что тут все закономерно.

И ответ на четвертый, и последний вопрос. Ура, наконец-то добрались!
И так, стойки.
Илья! Ваш вопрос по поводу стоек наводит меня на мысль, что чего-то вам ваши учителя не дообъяснили. Или вы этот момент в обучении пропустили.
Не надо путать опять-таки школу и практику. Никто и не требует, и на сколько я знаю, и не требовал раньше, чтобы поединок осуществлялся строго в классических стойках, как например в ката. Это только в кино так показывается. Но это же кино!
Изучение стоек в том виде, в котором они преподаются или выполняются в ката, это школа. Ученика учат правильному балансу, распределению веса тела в нападении или в защите, основам перемещений с сохранением баланса, скорости и т.д. Есть стойки атакующие, а есть защитные. Т.е. это положения ног, стоп и ОЦТ в определенные моменты боя. И все.
В поединке же, соизмеряясь со своими тактическими задачами, боец либо принимает атакующую, либо защитную стойку. Либо сближаясь с противником в атаке, либо наоборот, отступая для выполнения защитных действий.
Невозможно сделать выпад в сторону противника, не приняв, в конечной фазе стойку со смещением ОЦТ на переднюю ногу или отступить от атаки противника, не сместив ОЦТ на сзадистоящую ногу. Что в боксе, что в борьбе, что в восточных единоборствах. Анатомия человека не зависит от единоборства. Она у нас у всех одна.
Знаменитый фехтовальщик Японии средних веков, автор 'Книги Пяти колец' Миямото Мусаси, писал:
'Существует Пять положений тела: Верхнее, Среднее, Нижнее, Правостороннее и Левостороннее. Несмотря на различия, единственное предназначение их - атаковать противника. Кроме этих, других положений не существует.
: Твоя поза может быть широкой или узкой соответственно ситуации. Верхнее, Среднее и Нижнее положения - твердые (устойчивые), Лево- и Правосторонние позы - текучие.
: Решение, какую позицию применять, зависит от места.
: Среднее положение - сердце всех положений. Если рассматривать Стратегию в широком масштабе, Среднее положение занимает в ней место командующего. Прочие стойки ему подчиняются. Пойми это'.
А чтобы ученик понял это на самых ранних порах обучения и обучился этому, применяются методы обучения более понятливые для него. Отсюда и более строгие требования к стойкам, и явно утрированные способы их выполнения.
Все для него родимого. Для ученика!
Поэтому не требуется вставать в стойку перед дракой. А кто это требует, значит, и сам ничего не понял в обучении и вас этому никогда не научит.

И так, я постарался в меру своих сил и знаний ответить на поставленные вопросы.
Часть читателей согласится со мной, часть, напротив, посчитает их неточными или даже неверными. Тут уж ничего не поделаешь. Сколько людей - столько и мнений. Но это даже и хорошо.
Присылайте свои отзывы на поставленные Ильей вопросы, и я с интересом их прочитаю и опубликую в следующих выпусках рассылки.

 

Здравствуйте, Олег.
Вообще, Вы достаточно полно ответили на вопросы, заданные Вам читателем. Просто хочется поделиться и своими мыслями на эту тему.
1. Увы, универсальной и смертоносной системы нет... Просто кому что нравиться и более подходит по возрасту, темпераменту, физиологии. Для того, что бы единоборства перешли на уровень боевого искусства, конечно, нужно менять методику тренинга, например в Альфе проводили групповые игры с силовым наполнением и элементами борьбы, отработке базовой техники отводили гораздо меньше времени.
2. Про набивку поверхностей и вообще про набивку. Теперь я понимаю, как мне повезло, что первый тренер придерживался очень грамотного подхода к этому вопросу. Отжиматься, стоять на кулаках и... всё. Всегда говорил, берегите руки и ноги, не надо ничего крушить, только если какое либо дело принципа, но тоже старайтесь избегать. За что я ему очень благодарен. Потом прочитал в какой то из книг интересное сравнение. Тоже очень мудрый человек привел пример: "представьте, что Вы поскользнулись и падаете, что будет, если вы упадёте на кулак? А на что Вы падаете? Вот этим местом и бейте!" Да и вообще, судя по всему человеку не физиологично наносить удары кулаком, ведь в боксе перчатки придумали не для защиты лица, а для защиты рук, что бы можно было наносить у дары в полную силу. Когда бокс был без перчаточный, бои длились часами и почти не было нокаутов, а руки у боксеров были ой-ой как изуродованы. То же касается и голени, хотя очень часто я обращал внимание, что тайские боксеры ногу скручивают достаточно сильно и по жёстким местам тела лупят не голенью, а мышечной частью. нарвавшись несколько раз на локоть голенью мне даже было больно представить, как я буду себе её набивать :-)
Ну, а набивать голову, так это к Андрею Кочергину. Впервые этого супермена я увидел в передаче "Военная тайна". Я пребывал в растерянности после просмотра. Но тут ко мне зашёл друг-боксер в полном восторге:
- Видел, как он их тренирует? Как они голову набивают? Наверное, монстры.
- Дружище, сказал я ему - А вот у вас в боксе есть методика набивки мозгов?
- Нет - сказал он.- В боксе мы голову не набиваем, мы её убираем.
- А почему?- спросил я.
- А что бы в старости не ходить как Мохаммед Али, а в теперешнем возрасте не стать дурачком...
Вот и весь ответ. То, что пропагандирует Кочергин, ну даже не знаю, как назвать. Это его право.
3.4. Классические блоки и стойки для выработки координации и сбалансированности движений. Кстати, очень полезно для улучшения работы мозга, чем больше задействовано нервных окончаний, тем активнее его работа, причем не только отвечающая за двигательную активность.

С уважением, Алексей.

Вообще-то, я тоже считаю, что голову лучше использовать по ее прямому предназначению. А для разбивания всевозможных предметов и сооружений лучше использовать что-то менее ценное и более крепкое. Хотя, жить захочешь и не то сотворишь! Но это в экстремальной ситуации, когда выбора не остается. Или - или. А вот так, за здорово живешь?
Странные мы все-таки люди:
Здравствуйте, Олег Фаритович.
В последнем выпуске был затронут вопрос сохранения здоровья при "набивке". Хочу поделиться собственным опытом: в период, когда мы интенсивно занимались набивкой (около 15 лет тому назад) после каждой тренировки наш Сенсей делал специальный отвар. С ним делали ванночки для рук и примочки на голени на 10-15 минут. Как выяснилось, отвар он делал из сухих листьев Гуаябо (приблизительно две горсти растертого листа на 1 литр горячей воды), а в готовый отвар добавлял 2-3 капли йода. Думаю, что благодаря этому мы сохранили целыми суставы.
А позже я познакомился с гомеопатией и в ней нашел интересные рецепты в частности Arnica 6 при приеме внутрь по 10 крупинок 3-4 раза в день помогает быстро восстановить поврежденные ткани и т.п.
Ответ на вопрос:
Ну вот видите, что-то в этом вопросе уже проясняется!
'Одна голова хорошо, а дракону лучше'. Правда еще кто-нибудь мне сказал бы что это за листья такие и где их взять: Ну да кому нужно, тот разберется!
Спасибо Вадиму Генадьевичу за интересный рецепт и рекомендации. Мы в свое время обходились только йодом, которым обмазывали свои сбитые кулаки. Шипели от 'удовольствия' так, что все живое в округе разбегалось J
Уважаемый Олег!
Письмо из Минска, в принципе - все оч. даже хорошо однако Вы маловато уделяете внимания так называемым "внутренним стилям", которые есть практически в любой стране мира, в том числе и в Японии их достаточно много. Это относиться и к каратэ, и к айки-джитсу, и к айкидо. Побольше бы уделить внимания внутренним аспектам - состояние, энергетика, образ мыслей, потому что, насколько я это ощущаю - много недоучек пытается учить (точнее - оболванивать) граждан бывшего СССР этим стилям, целина не паханная, не надо помогать зарабатывать на нашем незнании в этих направления воинского искусства.
С уважением, Алексей.
Ответ на вопрос:
Что сказать? Я уделяю внимание тому, чему я хочу уделять внимание. И что я считаю для себя в данный момент интересным. И если, у меня появится интересный материал по данному вопросу, я обязательно его опубликую. Пока что, чего-то значимого, я не встречал. Хотя, данной теме и было посвящено несколько выпусков см.'Физика и Ци'.
Я не специалист по 'внутренним' стилям и весьма осторожно отношусь к этому. Наверное, еще не 'дорос' до понимания J.
Настоящих мастеров данных направлений (МАСТЕРОВ с большой буквы) я сам лично не встречал, а байкам, передаваемым из уст в уста, я не очень склонен доверять. 'Мы, танкисты, завсегда горючее на язык пробуем:'
Это настолько щекотливая тема, что подходить к ее обсуждению надо очень осторожно. Тема эта многогранная и состоит она не только и не сколько из работы с 'энергией', а включает в себя и образ жизни и мировосприятие.
Вкратце же, мое мнение таково:
Кто, с пеной у рта, пытается убедить всех, что все это ерунда и нет никаких 'внутренних' техник и стилей. Кто, с не меньшим рвением, пытается доказать совершенно обратное.
Чаще всего, оппоненты, как с одной стороны, так и с другой стороны, мало что сами понимают в данном вопросе. Как говорится: 'Слышали звон, да не знают где он'.
Ну а те, кто понимают, соответственно молчат и ни в какую полемику не вступают, потому, что знают, - этим знаниям не могут быть обучены многие, они не для всех желающих. Эти знания предназначены для единиц.
Это мне напоминает Великий пост у православных.
Для большинства, это просто церковный праздник, о котором все знают, но мало кто воспринимает всерьез, а уж тем более пытается соблюдать его.
Даже для тех, кто пытается его соблюдать, в большинстве своем, дело ограничивается обыкновенным воздержанием в пище.
И лишь для очень малого количества людей, Великий пост является средством работы над собой. Кто воспринимает его, как время очищения и укрепления своего духовного Я.
Как это и закладывалось изначально и собственно для чего Великий пост и соблюдается.
Поэтому нужны умственные, нравственные и духовные качества, а также абсолютно необходима соответствующая духовная подготовка. Все эти условия должны быть достигнуты только усилиями самого избравшего данный путь.
'Истинно сказано: много идущих, но мало избранных'.
Так и с 'внутренними' стилями и техниками.
Кто как их понимает, до какого уровня понимания 'дорос', тот о том и говорит.
'Внутренним', т.е. наполненным глубокого духовного и энергетического содержания может быть любое действие, любое искусство. Впрочем, настоящее ИСКУССТВО, в том числе и боевое, без этого просто не мыслимо. Без оного, мастер превращается в ремесленника.
Понимание этого приходит с годами упорной работы и полной самоотдачи.
Можно и Тайчи заниматься всю жизнь, как обыкновенной гимнастикой. Это уж кому как дано.
Правда я не понял, как понять выражение : ' : не надо помогать зарабатывать на нашем незнании в этих направления воинского искусства:'. Если это относится ко мне, то я тут не причем, ни в чем таком замечен вроде бы не был. Не состоял, не проходил, не привлекался J Если это относится ко всякому роду 'специалистам', то бог им судья. Даже у полных идиотов есть свои рьяные последователи. И попыт ки разубедить их бесполезны.
Здравствуйте уважаемый Олег Фаритович,
Мне кажется я плохо объяснил последний вопрос касающийся стоек. Я имел в виду тренировку ситуации когда непонятно будет бой или нет: например 3 на одного идет наезд-разговор и тут они расходятся каждый при своем, другой результат начинается драка. (?) как на тренировке можно отработать именно такой момент - будет не будет, при этом вести "правильный" разговор готовый моментально защититься и рубануть.
Или еще ситуация: на глазах у Вас на улице бьют девушку или к вам домой ломиться милиция или у Вас плохой район и в подъезде тусуются гопники и у вас жена и ребенок у Вас первый этаж и т.д.- что делать? Только не надо вспоминать боевики и рыцарские романы. Я имея опыт проверенный на собственной шкуре знаю как себя вести. Как считаете теоретические занятия подобного рода нужны бойцу? Понятно, что рецептов на все случаи нет, но какие то шаблоны все-таки есть, но тренеры часто имеющие большой опыт решения подобных ситуаций молчат не уделяя внимания такой области боевых ситуаций.
А что Вы думаете по данному вопросу?
Такой интересный момент касающийся здоровья японцы 3-4 дан которые разбивали кирпичи, доски руками, ногами и голенями не имеют на конечностях мозолей и "набивок" их руки как у обычного человека. Когда их спрашивали почему они конкретно ничего не отвечали. Как считаете может японцы скрывают какие то важные тонкости (это касается не только набивки), Вам в своей жизни приходилось встречаться с такой политикой?
Ответ на вопрос:
Я прекрасно понял, что вы хотели сказать. И вкратце написал по этому поводу. Конечно, надо и просто необходимо учить этому. Если обучение ведется с уклоном именно в практическое применение, а не как спортивной дисциплине. А иначе зачем вообще учить? Без этого, это будут обыкновенные курсы самообороны для начинающих - как ударить, чем ударить и т.д. Серьезная школа должна давать и серьезную подготовку. Об этом я и писал, когда указывал на то, что надо менять условия и место отработки.
Что касается японцев. А с чего вы вообще решили, что они перед нами будут раскрывать все свои секреты? Чем дольше мы будем ходить в неведении, тем для них лучше. И в политическом и в финансовом плане. Никто и ни когда вас не будет учить тому, что составляет тайную сторону БИ.
Вы что, любимый ученик, которому передается сокровенное знание школы? Или последняя надежда умирающего мастера? Поэтому и не следует удивляться тому, что
нам достаются вершки, а корешки они оставляют себе.
Впрочем, это вполне закономерно. И нечего обидного я в этом не вижу.
Вот про это я и писал, когда отвечал на ваш вопрос о набивке. Я лично не знаю, как это делать и мне ни один из ведущих мастеров каратэ, с которыми я встречался (Каназава, Агами и другие) не дал ответа на этот вопрос. Или не захотели на него отвечать. Восток дело тонкое!
А то, что я не знаю, с чем лично не знаком и не проверил на себе, я не преподаю своим ученикам. Это мое правило. Поэтому, если вам повезет найти ответ у какого-нибудь мастера, то буду рад за вас. Может и со мной потом поделитесь J
Здравствуйте!
с интересом прочитал Вашу статью и... не увидел ответа о
востановительных дыхательных техниках и ни слова о работе с энергией, я уже молчу о Дим-Мак или Атеми ! Каково Ваше отношение к Тай-чи или багуа, а может Вы знаете технику Хваранг ? Было бы интересно !
Спасибо !
Айсберг
Ответ на вопрос:
Спасибо за письмо и за интерес, проявленный к рассылке. Теперь по поводу ваших вопросов.
Честно говоря, я не понял о каком выпуске рассылке идет речь?
Если речь идет о последнем, 28 номере рассылки, то в вопросах Ильи (на которые я отвечал) не подымалась проблема восстановительных дыхательных упражнений и работе с внутренней энергией. Поэтому и ответов по этой тематике не было. И в чем я сильно
сомневаюсь, так этот в том, что дыхательные восстановительные техники помогут лечению суставов.
Хотя..., если вы знакомы с такими методиками, то напишите и я с удовольствием ознакомлю с ними читателей рассылки. Им это будет интересно.
Что касается работы с внутренней энергией, то лет 10 назад я занимался этим вопросом очень серьезно. Даже лечил людей. Говорят неплохо получалось.
Но со временем понял, что это направление требует очень много усилий и времени и очень хороших знаний в самых различных областях и что, еще более значимо, очень хорошего учителя.
Самостоятельность в данном вопросе может только навредить и привести к многочисленным проблемам с собственным здоровьем и психикой. Так что давать советы по этой теме всем и каждому, я просто остерегаюсь.
Дим-мак я не занимался, да и не очень стремился, хотя я видел как проделывал "фокусы" по разбиванию кирпичей на выбор один японец всем желающим (всего-то за 5 долларов). Чтобы освоить данное искусство (Дим-мак) надо иметь соответствующие знания:
- неплохо разбираться в меридианах жизненной энергии;
- как иглорефлексотерапевт уметь находить биологически активные точки (по-моему около 12 тысяч) и знать меру и степень воздействия на них;
- уметь определять с ходу возраст, дату рождения, наличие болезненных отклонений в организме противника и т.д. и т.п.
Я уж не говорю о том, чтобы имея весь теоретический арсенал знаний по данному вопросу еще научится все это применять в реальной схватке. Чертовски трудное занятие!
А ударить (надавить) в болевую точку или заставить противника пищать и корчиться от боли, можно и без этого.
Этому научат в любом подразделении спецназа или в группе джиу-джитсу (самбо, дзю-до) у хорошего тренера.
К Тайчи я отношусь хорошо. Сенсей Х.Каназава даже пытался обучить нас этому на семинаре в Америке в 1995 г. Увлекательно было это делать в 5-ть часов утра.
Но честно говоря, мне наверное еще рано заниматься этим. Годков эдак через 15-20,
наверное займусь J
Я занимаюсь каратэ до шотокан. И дай бог с ним разобраться.
И заниматься чем-то еще у меня просто нет времени и сил.
Хотя... Не говори никогда ни когда! Кто знает, может и до Хваранга
когда-нибудь доберусь.

Здравствуйте Олег,
В своем электронном письме Вы обещали мне написать что-нибудь об эффективности
системы Алексея Кадочникова, критический обзор данной системы.
К сожалению, я так ничего и не получил.
Так же, Вы упоминали, что встречались с "мастерами" данного стиля.
Интересно было бы поподробнее узнать Ваши личные впечатления.
С уважением,
Вячеслав


Ответ на вопрос:
Вообще-то, это весьма непростое дело, делать критический обзор системы, которой не владеешь. Но я все-таки попытаюсь. Правда, хочу сразу предупредить, что проводить я буду анализ системы по той информации, которой в данный момент располагаю: это книги А.А.Кадочникова и его учеников, статьи различных авторов о системе Кадочникова, книги и видеофильмы выпущенные в целях популяризации данной системы, личный опыт изучения и преподавания рукопашного боя (армейского) и личные впечатления от увиденного.

И так, приступим:
Название

Начнем с названия. А оно неоднократно трансформировалось. Вплоть до второй половины 80-х годов не существовало термина 'русский стиль'. Его придумали позднее. Свою систему А.А.Кадочников называл боевым самбо и выделял при этом еще две школы - полубоевое и спортивное самбо.
Пройдя подготовку в специальных подразделениях, А.А.Кадочников получил материал, на основе которого создал систему и школу, известную теперь как 'стиль Кадочникова', или, как его еще нередко называют, "краснодарский вариант боевого самбо".
Со временем стиль в различных СМИ стали именовать 'русским', и это название в данный момент прочно закрепилось за системой. Хотя существует и пропагандируются и многие другие 'русские', 'славянские' и т.п. стили единоборств, претендующие на право называться таковыми.
Но почему-то название 'русский стиль' закрепилось именно за стилем А. А. Кадочникова. Что-то наверное есть такое в системе, что вызывает такие ассоциации. 'Здесь русский дух, здесь Русью пахнет:'.
А вообще-то полное название в настоящий момент звучит так:
'Русский рукопашный бой система Кадочникова А. А'
Правда, если соблюдать академическую точность, уместнее все-таки говорить
'О системе обеспечения безопасности жизнедеятельности члена-корреспондента Академии Естественных наук РФ Алексея Алексеевича Кадочникова'.
Именно это название в достоверности передает все содержание системы и именно под этим названием система позиционируется в кругу специалистов.

Назначение
Система предусматривает изучение (знание) следующих разделов:
1. Рукопашный бой системы А.А.Кадочникова:
- единоборство с одним или несколькими противниками;
- защита от современных видов оружия в современном бою;
2. История:
- истоки славянских культурных традиций и военного искусства:
- история холодного и огнестрельного оружия:
- история развития различных направлений боевого искусства и их этико-философские основы.
3. Основы выживания:
- выживание в неблагоприятных климатических условиях, стихийных бедствиях, экологических катастрофах;
- выживание в период социально политической нестабильности и военных действиях.
4. Военное дело:
- тактическая, стрелковая, строевая подготовка.
5. Прикладная медицина:
- анатомо-физиологическое строение организма;
- оказание первой медицинской помощи;
- основы самореабилитации;
6. Практическая психология:
- психология общения и лидерства;
- основы психологической защиты и саморегуляции;
- практика преодоления экстремальных ситуаций.
7. Основы юридической безопасности:
- гражданское право;
- уголовное законодательство.
Это, так сказать, 'краткий' перечень вопросов рассматриваемых в рамках системы и подлежащих изучению.
Скорее всего существуют еще спецразделы для узкого круга лиц, но так как информация о них отсутствует, то и указать их не представляется возможным. Но они должны быть. Обязаны они быть, учитывая специфику и круг вопросов изучаемых в рамках системы.
Как мы видим, система состоит не только и не сколько из приемов рукопашного боя, а охватывает многие формы жизнедеятельности человека в современном обществе, во главу угла ставя прежде всего ВЫЖИВАНИЕ!!!
Именно ВЫЖИВАНИЕ в экстремальных ситуациях, является главным смыслом обучения по системе А.А.Кадочникова. Обучения комплексного, взаимосвязанного, и которое в урезанном виде теряет свой первоначальный смысл и значение.
Что из данных разделов преподается ученикам в городе ?: инструктором 'русского стиля' можно только догадываться. Из того, что я знаю сам и слышал от других, чаще всего дело ограничивается изучением основ рукопашного боя из раздела 1, да и то, в весьма сокращенном и урезанном виде.
Реже проводится изучение разделов 3 и 5. А что изучение разделов 6, 7, в силу специфичности и сложности затрагиваемых тем не проводится на местах, можно даже не сомневаться.
Все это возможно организовать при ВПК и в частности, на базе училища, в котором преподает А.Кадочников. Или аналогичной этой.
А так же, при наличии опытного преподавательского состава и соответствующих условий:
- наличие 'госзаказа' заинтересованного ведомства;
- финансирование проекта в период его разработки и совершенствования;
- здорового и дисциплинированного состава обучающихся (курсантов);
- 'добровольно-принудительного' принципа обучения большинства 'желающих';
- соответствующей материально-технической базы;
- доступность к материалам и методикам, как открытого, так и закрытого характера.
- других факторов,
Пытаться же воспроизвести обучение простых смертных всей системе на базе школьного спортзала и трех ( а то и 2-х) занятий в неделю - просто не реально, даже при очень сильном желании и повышенном энтузиазме инструктора.
И вообще, чем больше знакомишься с имеющейся информацией из доступных источников, тем больше возникает ощущение, что тебя элементарно водят за нос.
То, что подается обывателю, как система А.А.Кадочникова, на самом деле представляет собой очень маленький кусочек большого и вкусного пирога. Кусочек, упакованный в красивую коробочку, перевязанный яркими ленточками, обрамленный пышными рюшечками. Но не более того.
В полном объеме, система наверное преподается только в одном месте. На той самой базе, на которой она и сформировалась. Возможно, существует еще пару мест, где она преподается в том же объеме и в таком же качестве.
Для всех остальных она подается в тщательно отредактированном виде. А если учесть уровень преподавания на местах, то окажется, что преподается и того меньше.
Делается это целенаправленно или так уж сложилось, судить не берусь. Но что есть, то есть.
При этом, нельзя не преклоняться перед той большой работой в области биомеханики, психологии, тактики и стратегии, которую провел сам 'дед' и его ведущие ученики и последователи. Такого подробного, детального и всестороннего анализа всех аспектов, составляющих основы и специфику рукопашного боя я редко встречал в трудах по БИ.
Конечно, в дзюдо, самбо, боксе собрано огромное количество материала по различным аспектам подготовки бойца. Но так ведь не будем забывать, что в свое время, да и сейчас, над улучшением их подготовки работали целые институты. Было защищено немало докторских и кандидатских работ.
А о закрытых разработках для армии и КГБ, и говорить как-то даже неудобно. Мы и через 100 лет вряд ли узнаем и малую кроху того, что там напридумывали.

Принципы

Так как в первую очередь, нас интересуют основы рукопашного боя, то давайте ее рассмотрим именно в этом плане.
На мой взгляд, в основе системы можно найти очень много схожего с вин-чунь, айкидо и дзюдо. Т.е. основным принципом является использование силы нападающего против него самого. Изменение или перенаправление вектора атаки с последующим использованием всевозможных воздействий на различные части тела противника с целью выведения его из равновесия или нейтрализации.
Для этого применяются различные скручивания корпусом, предплечьями, кистью. В отражении ударов используется, как я их называю, принципы 'треугольника' и 'сбрасывания'.
Под 'треугольником' я подразумеваю принцип перенаправления удара по касательной вдоль сторон 'треугольника', основанием которого является защищающийся, а вершиной вытянутые вперед руки (а).
Под 'сбрасыванием' я подразумеваю принцип перенаправления силы удара за счет изменения угла наклона блокируемой поверхности. При этом в принципе не важно, используется в качестве таковой предплечье, палка или какое другое оружие. Схема противодействия в принципе остается неизменной. Ударное воздействие, направляемое умелым бойцом в ту или иную плоскость, нейтрализуется, а нападающий 'проваливается'.
Есть и другие нюансы и используемые принципы, но эти два являются основными и проходят 'красной нитью' через всю систему. Все остальное является вспомогательным для осуществления главного.
Так как система не предусматривает силового противодействия атакующему, как это практикуется в каратэ и других аналогичных единоборствах, это дает возможность бойцу при меньших энергетических затратах, проявлять большую активность на протяжении гораздо большего времени, что совсем не маловажно в рукопашной схватке.
В тоже время, наблюдая за демонстрацией приемов системы различными инструкторами, приходится констатировать, что далеко не каждый из них понимает смысл заложенный в системе и зачастую все сводится к механическому заучиванию приемов, что прямо противоречит ее главному принципу - 'Надо изучать не приемы, а принципы'
Заложенные в системе А.А. Кадочникова принципы противодействию противнику, без или вооруженному, построены с учетом глубокого знания биомеханики, анатомии, физики и механики. И их знание и умелое использование дает бойцу хорошие шансы на выживание.

Тактика и стратегия
Однако, на мой взгляд, система имеет и недостатки. По крайней мере, в том виде, в котором она преподносится широкой публике.
Это ее ярко выраженный оборонительный характер, близкий по духу айкидо, с его принципами гармонии и любви ко всему окружающему и к своему противнику в частности.
И если применение системы в таком виде еще оправдано в качестве самообороны, то вот эффективность ее в активном наступательном бою под большим вопросом.
Да изучается ударная техника руками и ногами, но в основном только в качестве средства отражения нападения противника или для изучения возможных приемов нападения.
В чистом, атакующем виде, эти удары не применяются и не используются. И ни каких ударных комбинаций не изучается и не отрабатывается.
Существует 'золотое правило' военной стратегии: 'Нужно всеми силами стремиться захватить инициативу; если у нас достаточно сил для наступления, надо наступать'.
Эта мысль пронизывает высказывания многих выдающихся военачальников всех времен и эпох. В частности, известный русский генерал М.Драгомиров утверждал: 'Преимущества наступательного способа ведения действий в бою настолько значительны по сравнению с его недостатками и выгодами оборонительного способа действий, а недостатки этого последнего настолько пагубны в нравственном отношении, - что наступательный способ действий является бесспорно наивыгоднейшим:'
Армия, которая считает своей стратегией оборону, как наилучшее средство противодействия противнику, обречена на поражение.
Солдата в первую очередь учат рубить, колоть, бить противника, а уж затем, минимально необходимому набору защитных приемов. Нападая, мы воздействуем на волю противника, вынуждаем его импровизировать, действовать спонтанно, метаться, судорожно искать меры противодействия, при полном не понимании дальнейших замыслов и действий нападающего.
А с этим у 'русского стиля' явные нелады.
Возможно, что такое тоже заложено в системе, но я как-то этого не углядел. И если это действительно так, то позиционирование системы как боевой, наверное не совсем корректно.

Методы обучения
Минимум как два раза в день, начиная с годовалого возраста, мы берем ложку в руку и начинаем есть. Движение это отработано до суперавтоматизма и многие совмещают прием пищи с просматриванием газет, телевизора, чтением книг и т.д.
Т.е. никаких проблем с процессом приема пищи у нас не возникает. С той скоростью, с которой мы привыкли есть. Иногда чуть быстрее, чаще - вдумчиво и не спеша.
Теперь попробуем провести следующий эксперимент:
Увеличьте скорость приема пищи в несколько раз. Для начала скажем в три раза. А еще лучше выполнить этот процесс с максимально возможной скоростью. Вы сразу почувствуете, что количество точных попаданий в рот заметно снизилось, а содержимое ложки раз от раза оказывается на скатерти.
Теперь, попробуйте есть лежа на спине (тарелка с боку), затем сидя на коленях (тарелка сзади или на уровне лба) и т.д. Т.е. измените привычный способ приема пищи.
Хотя точность перемещения ложки от тарелки до рта и отработана до уровня рефлекса годами практики и количеством повторений, резкое увеличение скорости или смена привычного порядка, снижает эту точность многократно.
Отсюда вывод: если движение не отработано вами на разных скоростях, в различных ситуациях и положениях, возможность его применения в экстремальной ситуации (спарринг, драка, бой) сводится к минимуму.
В дело вступают простейшие рефлексы, заложенные в нас на генетическом уровне, и апробированные на тысячи поколениях наших предков. Вы будете размахивать руками, кусаться, щипаться, пинаться и т.д. Ни о каком применении приемов, изученных в замедленном или другом искусственно заданном режиме (отличного от реального), в такой ситуации, речи и быть не может. В силу вступает закон самосохранения.
Нас же пытаются настойчиво убедить в том, что одного способа отработки и изучения техники (именно в замедленном темпе) вполне достаточно для формирования непобедимого воина. Мол, отработка приемов в таком темпе, позволяет им закрепляются на подсознательном уровне и в нужный момент все само собой получится.
Позвольте с этим не согласиться! Наш мозг не мусорный ящик, принимающий все, что угодно и не ящик Пандоры, выдающий все, что нам хочется.
Сложные навыки требуют сложной "подачи" подсознанию. В боксе, борьбе, фехтовании и других видах спортивных единоборств (в т.ч. в каратэ, кикбоксинге, таеквандо и других) - это называется отработкой технических действий в сложных условиях выбора.
Сначала бойца учат реагировать на простейшие одиночные и заранее известные движения, затем на выбор из 2-х, 3-х и т.д., увеличивая как скорость, так и сложность стоящих задач.
Наработаны прекрасные методики изучения и отработки по принципу от 'простого к сложному'. Тут велосипед изобретать не надо.
Да, способ отработки технических действий в замедленном темпе используется (наряду с многими другими) в процессе обучения для лучшего усвоения техники движения, выработки тактильных ощущений и т.д. Однако, только этим и ограничиться? Это только один из множества методических приемов.
По мере усвоения материала следует изменять как скорость, так и условия отработки. Только в таком случае боец будет способен применить полученные навыки на практике.
А что говорят по этому поводу ведущие специалисты системы? Как ни странно, а утверждают они тоже самое.
Например, в своей книге В.Данилов, человек с большим практическим опытом и автор многих программ подготовки для подразделений специального назначения, прямо указывает на необходимость отработки с различной скоростью, дистанцией, с разными противниками и в разных условиях.
Стрельба на стенде сильно отличается от стрельбы по тарелочкам. Люди, разбирающиеся в стрельбе, со мной согласятся. Чтобы попасть в движущуюся цель, надо знать и уметь учитывать различные параметры: начальную скорость пули, скорость движения цели, расстояние до цели, прикинуть упреждение и т.д.
Т.е. этому тоже надо учиться. Необходима практика именно в стрельбе по движущейся цели.
Конечно, меткий стрелок, выбивающий 10 из 10 на стенде и здесь быстро освоится. Но не сразу. А после серии практических занятий. И со своим оружием. А вот к другому оружию, ему надо будет сначала привыкнуть, пристреляться.
Т.е. факторов влияющих на точность стрельбы может быть много. И они все учитываются.
А вот в том, что нам предлагают 'специалисты' русского стиля, никаких изменений и отклонений от условий спортивного зала не предусматривается. Как отрабатывали, так и будем применять!
Вот только противник будет бить в полную силу и с максимальной скоростью, атаковать не размашистыми, а скорее профессиональными ударами рук и ног, с навыками обращения штатным или подсобным оружием, часто в их различных сочетаниях, с разных дистанций и положений и т.д.
Как проявят себя в данной ситуации мастера 'русского стиля'?
Наглядный пример такого 'мастерства', мне довелось увидеть собственными глазами.
Это было где-то в начале 90-х. Один заезжий 'мастер', не помню точно его фамилию и поэтому не буду ее называть (чтобы не оскорбить нечаянно другого человека), в течение нескольких дней проводил семинар по 'русскому стилю'. Тут было все: и работа с настоящими ножами, 'смертельные' и эффектные приемы, работа против нескольких противников и т.д. и т.п. 'Ляпота'! Впечатляло и даже очень.
На этом бы все и завершилось, но один из 'студентов', дотошный такой, предложил легкий спарринг 'мастеру'. Дабы испытать, так сказать, действенность системы на себе.
'Мастер' согласился (что делает ему честь и что, было очень глупо с его стороны), обговорили условия и поединок начался. Спустя пару секунд поединок перешел в партер, а затем и в борьбу лежа. Не прост, ох не прост, оказался наш 'студент'!
После непродолжительной возни на полу, где заезжего специалиста быстро вывели на болевой, 'мастер' ни нашел ничего лучшего как вонзиться своими зубами в грудь (буквально в сосок) соперника.
От сильной боли 'студент' дико закричал (и не удивительно!), вскочил, и поединок на этом завершился. Возмущенного 'студента', на груди которого ясно просматривался кровавый отпечаток крепких и острых зубов 'мастера' и который, все порывался дать 'мастеру' в морду, еле успокоили и вывели из зала.
'Мастер' же, стал прострастно объяснять, что именно система Кадочникова позволила ему найти выход, из казалось бы, безвыходной ситуации и выйти 'победителем' из схватки. 'Показательное' выступление 'лучшего ученика и ведущего инструктора' (как это преподносилось организаторами) произвело столь 'неизгладимое' впечатление на присутствующих, что большинство просто ушло из зала, не став дальше выслушивать разлогольствования 'ведущего'.
Спору нет, с точки зрения самосохранения собственного резюме 'мастер' сделал то, что наверное единственно смог сделать в сложившейся ситуации. Ну не просить же ему пощады!
Однако с точки зрения 'менеджера' и 'дистрибьютора' системы, он не сумел продемонстрировать ее неоспоримые преимущества и качества и убедить в этом остальных. Скорее наоборот.
Он показал невозможность ее применения даже в условиях полусвободного спарринга, и уж тем более, убедить окружающих в возможности ее применения в реальной схватке.
Что очень просто удалось бы сделать даже КМС по борьбе (самбо, дзюдо, классика), боксу или каратэ. Вряд ли кто-то без предварительной подготовки мог бы им противостоять даже непродолжительное время.
И уж точно никто из них не стал бы кусать своего соперника. До этого бы дело просто не дошло.
Знакомый мне инструктор рукопашного боя неоднократно пытался применить изучаемые приемы прося меня выполнить те или иные удары, но всегда его попытки оказывались безуспешными. И как раз таки из-за того, что следуя слепо правилу отработки приемов в замедленном темпе, он просто не успевал реагировать на атаку выполняемую с большой скоростью и с разной дистанции.
А самое главное, он не как не мог понять основные принципы, те, что я указывал выше. Т.е. он знал про 'рычаг', 'катет', 'гипотенузу' и т.д., но главного он понять не мог или ему просто не объяснили.
Стоило только разъяснить эти принципы, и начать заниматься по общепринятой методике, как дело сразу же сдвинулось с места. И из 'увальня', он довольно быстро превратился в серьезного соперника.

Заключение
Система А.А.Кадочникова - это хорошо разработанная и продуманная программа обучения и подготовки специалистов по выживанию. А так же система рукопашного боя, построенная на прекрасном знании биомеханики.
Однако, говорить о ней как о самой лучшей и т.д. и т.п. наверное будет не совсем верно. Да, А.А. Кадочников создал и выпестовал свою оригинальную систему рукопашного боя. Честь и хвала ему за это. Для этого мало одного таланта. Надо еще адское терпение и упорный труд, без которых талант сам по себе ничего не стоит.
Но, как хорошо известно, побеждает не стиль, а человек. И победа или поражение одного человека ни как не может характеризовать всю систему. Есть лучшие, и есть нерадивые. Только и всего.
И кому-то по душе придется 'русский стиль', а кому-то айкидо или у-шу.
'На вкус и цвет товарищей нет!'.
Наверное, как и во многих других школах единоборств, есть и талантливые ученики и посредственности, дилетанты и шарлатаны. Вряд ли, система А.А.Кадочникова в этом плане является исключением.
Проблема стиля, как и в других единоборствах - в отсутствии хорошо подготовленных инструкторов и недостаточное внимание к постановке работы на местах. Инструкторы, пропагандирующие систему по городам и весям, наносят системе больше вреда, чем пользы.
Кроме того, как показывает опыт ряда других единоборств, знания передаваемые непосредственно мастером своим ближним ученикам, на порядок отличаются от знаний полученных учениками этих учеников.
Знания, передаваемые учениками учеников своим ученикам, а от тех своим, и т.д., с каждым уровнем трансформируются и чаще всего, не в лучшую сторону.
Т.е. пирамида растет, а истинное знание постепенно утрачивается. В целях поддержания веры и энтузиазма среди верующих, появляются легенды и мифы об отцах основателях, героях и мучениках. Со временем, в целях систематизации, создаются и утверждаются постулаты и каноны веры. Так рождается религия.
Такова, если посмотреть на историю здраво и пристально, история создания и становления большинства БИ.
Так и с системой А.А.Кадочникова. Ученики, прошедшие обучение лично у него самого, в большинстве своем (как утверждают очевидцы) действительно являются отличными спецами.
К тому же, еще на стадии становления самой системы, из среды его учеников вышли люди, которые создали свои направления (хотя и продолжают утверждать обратное) в рамках этой системы.
Занимаясь якобы пропагандой системы А.А.Кадочникова, они на самом деле занимаются пропагандой самих себя и своих направлений. Всегда легче продать товар используя марку раскрученного бренда.
Из-за того, что в рамках самой системы не предусмотрено проведение каких-либо соревнований (а то кладбища переполняться, как убеждают нас пропагандисты стиля), а оценить уровень своих знаний и подготовки людям с бойцовскими качествами все-таки хочется, они начинают принимать участие в соревнованиях по армейскому рукопашному бою или по правилам других родственных единоборств.
Ввиду этого, для большинства не сведущего населения, система А.А.Кадочникова и рукопашный бой, стали синонимами.
Если дело и дальше так пойдет, то дальнейшее развитие системы на периферии просматривается как скатывание к элементарному единоборству на татами.

Вот такой обзор и таково мое мнение. Я не претендую на истину в первой инстанции, и вполне возможно в чем-то может и ошибаюсь, но как я уже писал выше, такое мнение у меня сложилось при изучении материалов находящихся в свободном доступе. А уж вам судить на сколько мое мнение верно.





С уважением и верой в Ваш успех,
Олег Масков


Copyright © 2005 aikido-real.net
наши друзья